Дайджест цифровой трансформации
Новые динозавры: как сервисы доставки еды перевернут розничную торговлю

Ожидание disruption есть и в продуктовом ретейле. Происходит эволюция клиентских предпочтений. Растут требования к удобству, которые меняют формат магазинов, или требования к качеству, что заставляет торговые сети пересматривать свой ассортимент. Растёт сегмент готовой еды. Компаниям необходимо меняться. Но как руководство Kodak образца 1975 года не смогло предсказать будущее, так и сегодня, в быстро меняющемся мире, вряд ли компании на это способны с высокой степенью достоверности. Бизнес-модели, которые приносили успех еще 5-7 лет назад, сегодня уже не являются правильным выбором. А новые сервисы, ценность которых попадает в унисон с быстро меняющимися потребностями клиентов, могут в считаные месяцы занять значительную долю рынка. О трендах на продуктовом рынке пишет Владимир Салахутдинов, директор по стратегии X5 Retail Group.
Греф назвал большой вызов для «всех старых компаний»

По словам главы Сбербанка, главной проблемой для компаний, давно работающих на рынке, становится уберизация экономики и неспособность подстроить свою бизнес-модель под изменения. В качестве примера он привел свою беседу с главой автомобильного концерна Volkswagen Group Хербертом Диссом, который рассказал ему о своем «страхе» перед моделью ведения бизнеса такси-сервиса Uber. «Мы боимся новых бизнес-моделей, которых не понимаем, мы боимся Uber, потому что у нас под это мозги не заточены. У нас инженерные мозги», — процитировал его Герман Греф. По мнению банкира, уберизация — «большой вызов для всех старых компаний». «Это то, что есть <…> неизведанное для предпринимателей, которые не спят ночами. Их зачастую не страшит то, с чем они сталкивались. <…> Но есть вызовы, к которым они не готовы», — отметил он.
Как эквадорец с русскими корнями перезапустил шаткий стартап с нуля, сделав его «единорогом»

«Нынешняя бизнес-модель не работает, — признался Мэнни Медина, основатель GroupTalent, в 2014 году. — Но я получаю много позитивных откликов о том процессе, который мы выстроили внутри компании. Многие хотят его купить». «Так продавай», — ответил ему Борис Вертц, один из членов совета директоров компании. В результате команда вместо сервиса автоподбора персонала, который развивала ранее, выделила внутреннюю технологию поиска потенциальных клиентов. Пока другие основатели Outreach трудились над технической частью, бывший менеджер Amazon и Microsoft арендовал офис в Сан-Франциско и начал охотиться за контрактами. Так Медина получил инвестиции от бизнес-ангелов и венчурных фондов на $238 млн, а оценка компании в последнем раунде составила $1,1 млн. Среди 4 000 клиентов стартапа – Adobe и Microsoft. Outreach продает облачное программное обеспечение, которое упрощает менеджерам по продажам работу с холодными звонками и перепиской с клиентом.
Вот это оборот: крупные банки откажутся от бумажных договоров

Крупные банки готовы к полному переходу на электронную форму договоров с клиентами. О планах до конца года начать подписывать документы о выдаче кредита, открытии счета, вклада или выпуске карты исключительно в виртуальном режиме «Известиям» рассказали в нескольких кредитных организациях. В Сбербанке уточнили, что в 2019 году 95% бизнес-клиентов использовали электронный документооборот. Кредитные договоры заключались в цифровом формате лишь в 20% случаев. Благодаря отказу от бумаги малый бизнес сможет оформить заем за три минуты, а деньги окажутся на счете клиента через 10 минут. Раньше этот процесс мог занимать несколько дней. Что касается розницы, то лишь 68,3% всех операций было оформлено в электронном виде, добавили в Сбербанке (не считая мобильного приложения).
Неожиданный оптимизм. Кто и зачем занимается цифровой трансформацией России

По данным глобального исследования «Индекс цифровой трансформации» (DT Index), проведённого Dell Technologies при поддержке Intel, 7% российских компаний уже внедряют такое количество digital-сервисов, что это даёт кумулятивный эффект. На мировом рынке таких компаний всего 5%. По уровню цифровой зрелости наша страна опережает такие страны, как Дания, Франция, Бельгия, и находится на одном уровне с Польшей и Испанией. По прогнозам аналитического центра TAdviser и госкорпорации «Ростех», российский рынок интернета вещей к 2021 году достигнет 270 млрд рублей. Для сравнения, в 2018 году его объём составил 93 млрд рублей. Тормозит трансформацию отсутствие ресурсов и бюджета (50% опрошенных), нехватка знаний и навыков персонала (29%), незрелая цифровая культура (27%).
Впервые финтех-стартап покупает банк, а не наоборот. И это может изменить всё (en)

Мы привыкли к новостям о том, что банки покупают стартапы и используют их технологии для своего бизнеса. Но на днях появилась новость о том, что финтех-стартап – платформа для займов LendingClub – приобрёл цифровой Radius Bank, банк без отделений, базирующийся в Бостоне и имеющий активов на $1,4 млрд. Стартап сможет экономить $25 млн на комиссиях, которые он сейчас платит WebBank – через него LendingClub предоставляет кредиты по всей стране. Ещё на $15 млн в год он снизит затраты благодаря удешевлению стоимости депозитов с 4% до 1,8%. Суммарно финтех-компания получит возможность увеличить ежегодную прибыль на $80 млн, заплатив за покупку банка $185 млн.
Латинская Америка начала импорт российских цифровых технологий в горной добыче

На разрезе Shougang Hierro Peru компании Cosapi Mineria, лидера в горной добыче Латинской Америки, установили российскую систему управления горным производством «Карьер», которою используют «Полюс Золото», «Норильский Никель», СУЭК, ЕВРАЗ. Систему разработала компания «Вист Групп» (входит в ГК «Цифра»). «Использование современной системы управления горнотранспортным комплексом позволит нашим клиентам получать сервис, соответствующий концепции Индустрии 4.0. Приоритетом для нас является безопасность сотрудников и бережное отношение к окружающей среде, поэтому мы используем инновации, которые существенно снижают риск возникновения опасны», – комментируют в Cosapi Mineria.
McDonald's открыл первый ресторан только для доставки фастфуда

McDonald's рассматривает возможность открыть в России Dark Kitchen, сообщал весной 2019 г. «Коммерсантъ». Тогда гендиректор российского McDonald's Марк Карена говорил, что сеть рассматривает разные возможности развития ресторанов в России, в том числе и формат dark kitchen. Представитель McDonald's подтвердил факт открытия одной такой кухни: это тестовая точка, планы по развитию будут зависеть от ее результатов. Она станет одной из первых для компании в мире, подобная была открыта в прошлом году в Великобритании.
«Умный город», телемедицина и система распознавания лиц

Сбербанк организовал «Цифровой день в Иркутске» для предпринимателей, муниципальных служащих и сотрудников бюджетных организаций. Эксперты обсудили, как Четвёртая промышленная революция влияет на города и регионы. Александр Идрисов, президент Strategy Partners, выделил три главных вопроса для проведения цифровой трансформации: усиление конкурентоспособности региона, улучшение качества жизни населения, социальной сферы, понимание того, как эффективно используются те или иные ресурсы, которыми располагает субъект.