Как бороться с нехваткой кадров
Среди препятствий на пути к цифровой трансформации компании отмечают нехватку кадров. Для борьбы с этой проблемой используют разные способы, включая работу со школьниками и студентами и перепрофилирование действующих сотрудников.
На пленарной дискуссии «Эффективное производство 4.0», которая прошла 6 декабря, опытом поделился Сергей Калашников, замруководителя управления производственных решений компании «Галактика». Одним из наиболее эффективных методов он назвал инвестиции в систему высшего образования: создание на уровне институтов собственных программ подготовки кадров: «Если говорим про отрасль IT, мы ждём хороших бизнес-аналитиков и системных аналитиков, мы в этом отношении работаем, например, с МИСиС. Это постоянная подпитка кадров для нашей компании».

Начальник управления ИТ ОАО «УГМК» Виталий Черепанов рассказал, что компания создала технический университет УГМК – он ведёт программу профессионального образования, которая одновременно соответствует действующим стандартам и готовит специалистов именно под нужды предприятия. Также «УГМК» работает с детьми – это компьютерная школа, инженерные детские лагеря. Другое направление работы задействует действующий персонал – это повышение квалификации и разработка собственных методов выполнения цифровых проектов, позволяющие людям чувствовать себя увереннее в незнакомой зоне.
Технический университет Уральской горно-металлургической компании
«Мотивирующим аспектом лично для меня является компания Pagani Automobili – производитель гиперкаров. Основатель компании из Аргентины, он живет в Италии, и 145 специалистов, живущие в коммуне с населением около 6 000 человек, производят гиперкары, которые вызывают уважение и трепет даже таких гигантов, как Феррари и Ламборгини. Суворов была прав, можно брать не числом, а умением, главное – правильно развивать правильными методами», – отметил Виталий Черепанов.
Управляющий директор «Цифра» Павел Растопшин уверен, что у российских предприятий накоплен большой опыт развития собственных людей. Он рассказал, что компания сделала курс по цифровизации, который прошли уже тысячи человек и который стал обязателен в некоторых госкомпаниях. Кирилл Трубанёв, директор по цифровизации ОАО «Красцветмет», поддержал слова Растопшина – специалисты в «Красцветмет» прошли данный курс, и компания продолжила его с помощью школ аналитиков, проектного управления и других, дополняющих набор школ бизнес-дивизиона. Персонал сдаёт тексты, экзамены, выпускные проекты: «Так мы компенсируем невозможность взять с рынках внешних цифровизаторов. Особенно это касается региональных компаний и небольших компаний с небесконечным кошельком».
Одна из отраслей, которые также остро нуждаются в «цифровых» кадрах – транспорт и логистика. На практическом семинаре «Зимний остров», который в начале декабря провело АНО «Платформа НТИ» для проекта «Кадры для цифровой экономики», представители РЖД рассказали о взаимодействии с вузами при организации обучения руководителей компании. В отраслевых университетах тиражируются образовательные программы Корпоративного университета РЖД. Например, профиль «Цифровой транспорт и логистика» открылся в 2019 году на базе кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Российского университета транспорта.
Банкам приходится готовить сотрудников самостоятельно. Сбербанк в своей «Школе 21», обучающей программированию, снял возрастные ограничения – ранее поступить в неё могли люди от 21 до 30 лет. Оказалось, что у людей старше 50 лет есть преимущества: «отсутствие барьеров в общении, жизненный опыт, здравый смысл и логика». Подобные проекты развивают другие банки – Тинькофф реализует образовательные программы для аналитиков и разработчиков Тинькофф Финтех, Райффайзен приглашает начинающих специалистов на годовую оплачиваемую стажировку SO DGTL и лучших оставляет в банке на постоянную работу.

Иногда имеет смысл начать готовить специалистов на ранних этапах. Компания inDriver работает в 14 странах мира, но базируется в Якутске, а не в Кремниевой долине. Население Якутска – 300 000 человек, поэтому найти разработчиков сложно. Компания решила выращивать их со школьной скамьи, чтобы продолжать конкурировать с Uber, Gett и другими мировыми компаниями. Социально-образовательный проект BeginIT помогает находить способных детей в школах-интернатах, малообеспеченных и многодетных семьях, а также отдаленных сельских школах. Компания закупает компьютеры и наборы робототехники и программирования, программы обучения для школ.
Участники BeginIT. Фото: архив inDriver