Менторство в консалтинге: эффективный подход с вековой историей
При поддержке наставника начинающие консультанты могут добиться больших успехов, однако выстраивать такие взаимоотношения нужно очень внимательно. Как именно — поделился Сергей Шершень, ведущий руководитель проектов Strategy Partners, сооснователь проекта My Mentor.ru
Наставничество — процесс безвозмездной передачи профессионального опыта, знаний и навыков от более опытных людей (наставников) к менее опытным (наставляемым). Культура менторства имеет вековую историю. Хрестоматийный пример: Сократ был наставником Платона, Платон — Аристотеля, а Аристотель учил Александра Македонского. Явление, когда предприниматели, руководители и топ-менеджеры компаний помогают молодым и перспективным личностям прокладывать свой персональный путь, успешно работает на Западе. Так, Стив Джобс был наставником Марка Цукерберга, Уоррен Баффет — Билла Гейтса. Таких примеров немало. Эрик Шмидт в сво­ей кни­ге «Как работает Google» пи­сал: «Даже если СЕО — су­пер­звез­да, ему все рав­но ну­жен мен­тор. Ведь и у по­бе­ди­те­лей Олим­пи­а­ды есть тре­не­ры». 60% работодателей в Европе и США предлагают своим сотрудникам возможность менторства или коучинга.

Для молодого специалиста работа с ментором — это возможность определиться с путем карьерного развития, получить экспертизу в интересующей области и найти решение на отдельные важные вопросы.

Иметь мен­то­ра — это боль­шое пре­иму­ще­ство. Он мо­жет на­пра­вить по­ток мыс­лей наставляемого в нуж­ное рус­ло, по­ка­зать воз­мож­но­сти, ко­то­рых он сам не за­ме­ча­е­т. Ка­че­ствен­ные мен­тор­ские от­но­ше­ния мо­гут по­мочь до­бить­ся успе­ха в кон­ку­рент­ной сре­де. По дан­ным Forbes, со­труд­ни­ки, у ко­то­рых есть на­став­ни­ки, по­лу­ча­ют по­вы­ше­ние в 5 раз чаще, чем те, у кого их нет.
И если с мотивацией наставляемого все ясно, что получает от этого процесса сам ментор. «Очень большой вопрос, кто получает больше пользы от наставничества — сам наставник или его ученик?» 一 отметил Директор Института наставничества Борис Ткаченко, один из наставников Сергея.

Для наставников особенно тех, кто достиг высоких результатов, во главе мотивации стоят альтруизм и желание поделиться опытом. Часто наставники хотят помочь alma-mater и студентам родного вуза, это особенно свойственно тем вузам, в которых есть развитая идентичность и культура, чаще всего это проявляется в таких вузах, как МГИМО, МФТИ и ВШЭ, имеющих развитые наставнические программы. Еще одной причиной может быть личный опыт успешного или неуспешного менторства. Кроме вышеперечисленного, наставники получают благодарность от обучаемых и руководителей, свежий взгляд и заряд энергии от общения с молодыми людьми, развивают навыки лидерства и управления сотрудниками и воспитывают преемника на свою текущую позицию. По данным Forbes, сами менторы имеют в 6 раз более высокую вероятность получить повышение, чем их коллеги, которые не занимаются наставничеством.

Большинство крупнейших мировых корпораций используют систему наставничества, при этом практически все из них крайне положительно отзываются о менторстве и его влиянии на бизнес. Это подтверждается тем, что у 71% компаний из рейтинга «Fortune 500» есть менторство.

Система менторства в компании значительно уменьшает текучесть кадров и отток ценных людей. Особенно это важно для специалистов молодого и среднего возраста 一 миллениалов: 79% из них считают наставничество в числе одного из ключевых факторов их карьерного успеха.

Организации, вовлеченные в систему менторства, демонстрируют высокий уровень внутреннего корпоративного доверия. По данным исследований, если в корпорациях есть система менторства:
● на 17% уменьшается уровень стресса
● на 50% возрастает продуктивность работы
● на 13% сокращается количество больничных
● на 76% увеличивается вовлеченность в рабочий процесс
● на 40% сокращается эмоциональное выгорание.

Результаты исследований говорят о положительном влиянии менторства как на зарплату, так и на карьерный рост. В международной практике, годовая зарплата сотрудников в США, у которых был ментор, на $ 5000+ больше, чем у тех работников, у кого наставника не было.
Личный опыт в качестве наставляемого и наставника Сергея Шершень, консультанта Strategy Partners, сооснователя проекта My-mentor.ru.


«Мой опыт наставничества начинается с 2015 года. Когда я выпустился из вуза, у многих моих сверстников я увидел потребность найти карьерного консультанта, чтобы понять, какую компанию выбрать в качестве первого рабочего места, как выбрать между несколькими предложениями, что делать, если никто не предлагает оффер.

Без опытного наставника ребята устраиваются туда, куда их взяли. Построить в такой ситуации суперуспешную карьеру можно, но это, скорее, редкость, чем правило. Чаще встречается ситуация, что, проработав недолго, молодые специалисты начинают меняют место работы и долго не могут определиться с выбором.
Однажды в одной из статей Forbes, я прочитал, что менторские программы в американских вузах действуют больше 50 лет. В США в ведущих вузах есть большая база наставников, готовых делиться своим опытом, но в России таких проектов пока единицы: на тот момент проекты менторства были лишь в считанных вузах. Тогда я решил запустить такой проект в МГИМО вместе с командой сооснователей, и продолжаю вести этот проект с 2016 года. Я поработал за это время с шестью менторами, в числе которых Сергей Сиротенко, экс-принципал Ward Howell, который входит в перечень топ-100 коучей мира; Антон Уваров, экс-заместитель директора по стратегии ПАО «Мегафон»; Антон Точин, директор проектов Strategy Partners; Борис Ткаченко, директор Института наставничества.

Сам я стал наставником для 14 студентов из участников проекта My-mentor.ru и в рамках молодежных сообществ. Наш проект был признан АСИ в числе топ-20 практик образовательного наставничества по итогам форума «Наставник», а также стал победителем конкурса «Доброволец 2018» в номинации «Работая помогаю» (корпоративное волонтерство).

Я вижу особенно острую потребность в наставничестве для молодых сотрудников в консалтинге. Наставник помогает адаптироваться к коллективу, процессам и правилам компании, приобрести необходимые профессиональные навыки, не допускать стандартных ошибок, получить обратную связь, ответить на возникающие вопросы, понять, как достичь профессионального роста и решить возникающие вопросы. Особенно важную роль наставничество играет в вопросах коммуникаций и постоянного развития".

Сергей так комментирует основные правила работы с ментором:

«Главное правило работы с ментором — активность. Перед первой встречей необходимо самостоятельно сформу­лировать вопросы и задачи, и не ждать, когда наставник придёт и сам предложит повестку. Ментор не должен угадывать, что от него нужно. Важно ценить его время, чем больше пользы вы можете получить за одну встречу с наставником, тем качественнее станет ваше сотрудничество.

Советы Сергея, что необходимо сделать наставляемому, чтобы получить максимальную пользу от наставничества:
● Максимально детально прорабатывайте каждый вопрос.
● Поднимайте разные вопросы во взаимодействии с наставником, однако заранее договоритесь о границах, какие темы наставник готов с вами обсуждать, а какие — нет.
● Помните, что наставничество предполагает соотношение 1 часа работы с наставником и не менее 5 часов самостоятельной работы.
● Задавайте развивающие вопросы, в которых вы вместе с наставником придете к неочевидному ответу и расширению зоны комфорта и экспертизы.
● Начинайте с малого, но стремитесь к великому.

Где най­ти мен­то­ра

Для по­ис­ка мен­то­ра су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные сер­ви­сы и про­грам­мы, неко­то­рые из них со­зда­ны на базе уни­вер­си­те­тов. Такие программы по­мо­га­ют най­ти на­став­ни­ка сре­ди вы­пуск­ни­ков, до­бив­ших­ся успе­хов в сво­их про­фес­си­о­наль­ных об­ла­стях. Пример такой программы в МГИМО 一 проект MY MENTOR
Также подобные программы существуют в других вузах и ряде ведущих российских компаний, в том числе в Strategy Partners и в Сбер (где, помимо менторов, есть возможность обратиться к коучу).