Главный эффект от реализации ESG проектов компаниями сектора АПК — рост выручки и новые бизнес-моделиМожно выделить три уровня эффектов, которые может получить компания, соблюдающая принципы ESG:
- снижение рисков, репутация
- сокращение затрат и повышение производительности
- рост выручки и новые бизнес-модели.
«На разные отрасли ESG влияет по-разному. Если сравнивать агропищевой сектор с другими секторами, то в АПК реализация стратегии устойчивого развития дает стратегически важные эффекты 一 это появление новых бизнес-моделей, разработка новых продуктов, рост доли рынка и ценовая премия за ESG-бренд. Для агропищевой промышленности ESG повестка 一 это не просто повестка, связанная со снижением рисков и улучшением репутации, а существенные стратегические выгоды, на которые необходимо ориентироваться», 一 отметил
Алексей Праздничных.Компании в сельском хозяйстве реализуют инициативы по всем блокам ESG и портфель инициатив, в целом, совпадает с актуальными для отрасли направлениями ESG-развития
По данным исследования Strategy Partners, важность
E-направления оценивают 70% компаний. Приоритетными целями выступают
переработка и сокращение объема отходов (реализуют 80% компаний) и
увеличение энергоэффективности (77%).
Важность
S-направления оценивают 74% компаний. Выделяют 2 основных цели:
- развитие навыков и компетенций сотрудников, которую реализуют 96%;
- предоставление достойной оплаты труда сотрудников 一 реализуют 92%.
Важность
G-направления оценили 72% компаний. Реализуют основные цели в сокращении рисков для бизнеса (90%) и контроль за соблюдением этики (80%).
Текущие приоритеты компаний пищевой промышленности немного шире отраслевой повестки, в дополнение к актуальным для отрасли направлениям 一 сокращение выбросов, переработка отходов, охрана труда и развитие управляющих органовВажность
E-направления отмечают 71% компаний пищевой промышленности. И среди основных целей отмечают увеличение энергоэффективности, сокращение выбросов прочих опасных веществ, переработка и сокращение объема отходов, более разумное использование водных ресурсов. Эти цели реализуют 87% компаний
Важность
S-направления отмечают 77% компаний. В приоритете цели по развитию навыков и компетенций сотрудников, предоставлению достойной оплаты труда сотрудников и улучшению условий и охраны труда.
Важность
G-направления называют 71% компаний. Основные цели 一сокращение рисков для бизнеса, контроль за соблюдением этики, повышение компетентности управляющих органов, противодействие коррупции, лоббированию интересов.
Сдерживают ESG трансформацию в сельском хозяйстве нехватка понимания экономических эффектов от реализации ESG проектов и дефицит финансовых ресурсов.
По данным исследования Strategy Partners о готовности российских компаний к ESG-трансформации, к основным барьерам сельскохозяйственные компании относят:- Недостаток данных об экономических эффектах проектов в области ESG 一 отмечают 63% опрошенных компаний;
- Нехватка внутренних или внешних финансовых ресурсов 一63%;
- Недостаток компетенций у сотрудников в теме ESG / устойчивого развития 一 53%
- Непонимание преимуществ проектов в области ESG 一 42%;
- Отсутствие четкой стратегии в области ESG в компании 一 32%;
- Отсутствие доступа к зарубежным технологиям в области ESG 一 11%;,
- ESG не является приоритетом для руководства и/или собственников компании 一 5%.
Результаты оценки готовности компаний к ESG-трансформации по наличию стратегии, центра компетенций и отчетности, показали, что только у 6% компаний есть ESG-стратегия. ESG-отчетность составляют и публикуют 5%, и пока нет компаний, в которых есть единый центр компетенций или отдел по направлениям ESG.
Сдерживают ESG трансформацию в пищевой промышленности непонимание экономических эффектов от ESG проектов и нехватка финансовых ресурсов.
Среди ключевых барьеров для ускорения ESG трансформации компаний пищевой промышленности отмечают:- Недостаток данных о экономических эффектах проектов в области ESG 一 50%;
- Нехватка внутренних или внешних финансовых ресурсов 一 50%;
- Непонимание преимуществ проектов в области ESG 一 17%;
- Отсутствие четкой стратегии в области ESG в компании 一 17%
- ESG не является приоритетом для руководства и/или собственников компании 一 17%.
«Когда идет обсуждение ESG-повестки, говорят больше о рисках и проблемах. Но, на самом деле, ESG 一 это не столько проблемы, сколько новые возможности для агропищевого сектора. Потребители готовы платить за новые качественные атрибуты. Поэтому важно сместить фокус с решения проблем управления рисками до понимания того, какие есть новые возможности и как агропищевой сектор может заработать больше, создать больше рабочих мест на волне ESG трансформации», 一 отметил Алексей Праздничных.