Модели и опыт сотрудничества университетов с компаниями: как вузы решают проблему соответствия требованиям промышленности
Университеты играли и будут играть большую роль в развитии экономики регионов и страны. Сегодня особенно актуально взаимодействие вузов с бизнесом. В ведущих университетах страны запускаются разные форматы обучения с точки зрения стимулирования предпринимательства и партнерства с компаниями реального сектора. Каким образом университет может эффективно выстроить партнерство с бизнесом как в плане совместных научных исследований, так и в плане подготовки кадров, поделились ректоры ведущих университетов в рамках форума «Трансформация образования: подготовка кадров будущего».
Есть традиционные взаимоотношения между университетом и промышленностью: университет готовит кадры и передает их промышленности. Более практически приложенный кейс взаимодействия ー включение университета в деятельность компаний через контрактные исследования и разработки. Но контрактная основа подразумевает не системное взаимодействие, а периодическое, что не всегда выгодно для вузов.

Нестандартный подход  взаимодействия с индустрией — заключить долгосрочное сотрудничество. Так, Томский политехнический университет подписал договор о 10-летнем сотрудничестве с «Газпром нефтью». На базе университета создаются команды по разработке технологий по высокотехнологичной добыче нефти.

Целевой характер взаимодействия с работодателями готовит выпускников с практически прикладными навыками, позволяет достичь максимального знакомства студентов с компанией и лояльности к бренду работодателя, организовывать стажировки преподавателей на предприятии.
Еще один способ взаимодействия — это формирование биржи учебных проектов на базе университетов. Предприятие ставит перед командой задачи по типу «есть проблемы, которые мы не знаем, как решить». Команды из студентов и преподавателей разрабатывают решения с участием менторов со стороны работодателя.

Вошло в практику университетов приглашать бизнесменов и экспертов действующего бизнеса для преподавания на некоторых курсах. В результате такого взаимодействия создаются профильные отраслевые центры и кафедры, которые разрабатывают образовательный контент для последующего внедрения в программу обучения.

Несмотря на фокус на формировании компетенций, необходимых для эффективной работы, не стоит забывать, что высшее образование не должно быть ориентировано исключительно под потребности работодателя. Сегодня университеты должны создать условия для формирования у студентов предпринимательских компетенций, обеспечить выпускников знаниями в сферах законодательства, маркетинга и проектного управления. Это необходимо для того, чтобы выпускник мог успешно социализироваться и самореализоваться не только в качестве наемного работника, но и в качестве предпринимателя, фрилансера или узкоспециализированного эксперта.