Трансформация системы образования: как цифровые решения помогают университетам адаптироваться к изменениям (опыт российских вузов)
В рамках форума «Трансформация образования: подготовка кадров будущего» Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners, в роли модератора сессии «Фундамент системы: высшее образование как консолидирующая сила преобразований в подготовке кадров будущего» провел опрос, насколько российским компаниям сложно найти людей с необходимыми навыками и компетенциями.
Большая часть респондентов считает, что сегодня найти подходящего специалиста крайне сложно. В то же время большой спрос на квалифицированных специалистов открывает для университетов много возможностей. Но вузам необходимо трансформировать образовательный процесс под меняющийся спрос на рынке труда за счет внедрения цифровых технологий.
Как трансформируется система обучения в университетах

На форуме своим опытом поделился ректор Ярославского государственного технического университета Елена Степанова:
«Понятие образовательная среда значительно шире, чем-то, что включает в себя конкретная образовательная система и ресурсы конкретного университета. Сегодня в обучении возможности образовательной среды очень важны. Ее насыщение происходит благодаря цифровым решениям, которые лежат в платформенных агрегаторах. Образовательная среда должна включать не только платформы самих университетов, но внешние и корпоративные платформы, которые сейчас широко развиваются».
Плюсы платформенных решений:
● доступность ресурсов независимо от времени, места и поставщика и потребителя;
● широкий спектр развивающих образовательных ресурсов.
Современное обучение должно развиваться по индивидуализированной образовательной траектории. Для этого необходимо существенно изменить локальные нормативные акты, регулирующие вопросы индивидуализации образования.
В 2022 году для первого курса Ярославского государственного технического университета стартует пилотный проект в формате индивидуализации образовательных траекторий. Программа обучения, организуемая вузом, при качественном отборе внешних курсов должна обеспечивать предельную степень индивидуализации обучения.
Технические и инженерные специальности в большей мере подвержены трансформации. Сейчас активно идет дискуссия, кто такой инженер будущего. Комментарий к этому вопросу дал ректор Томского технического университета Дмитрий Седнев:
«Университет давно занимается развитием инженерного образования. Он представлен в европейских и азиатских Ассоциациях. В стратегии до 2030 одна из ставок Томского политехнического университета делается на новые форматы инженерного образования. Сегодня важно понимать, как мы будем обучать инженеров в 2030 году. Понятно, что мы будем делать это по индивидуально заложенным траекториям. Но сейчас важно прийти к тому, как мы сделаем переход от дисциплинарной модели обучения, когда дисциплина равна семестру, к крайне гибким модульным траекториям. Так, чтобы модуль мог равняться неделе, месяцу. Как только мы сделаем этот переход, мы сможем индивидуальным образом обучать выпускников. Конечно, такое обучение будет более качественным, но возникнет безумно сложная логистика, много вопросов в сфере финансового управления и себестоимости таких программ».

Цифровые инструменты управления индивидуальными образовательными траекториями помогут осуществить запланированный переход.

Техническое образование должно отойти от трансляционной парадигмы, когда передача знаний идет через лекции и семинары, а перейти к проектно-ориентированному подходу. Для этого необходимо включать студентов в реальные проекты на протяжении всего процесса обучения. Это критически важный момент при передаче передовых знаний, востребованных современным рынком труда. Если преподаватель занимается на регулярной основе R&D для реальных секторов экономики, ему определенно есть, чем поделиться со своими учениками. Такой опыт, безусловно, должен быть включен в образовательную программу.

Возможность во время обучения примерить на себя роль и получить навыки командной работы над проектом — большое конкурентное преимущество для вузов. Те университеты, которые смогут это реализовать, будут выпускать студентов, более мотивированных и заточенных на конкретную область деятельности.
Цифра плотно зашла в техническую сферу. Для всех вузов это уже рядовые инструменты.
Новые рамки для технического образования ставит ESG-повестка. Уже не так востребованы технологии, которые не будут отвечать принципам устойчивого развития. Сегодня выпускники должны отслеживать политические, социальные и экологические проявления, а университет должен обучать студентов видеть данные тренды и применять новые технологии в своей деятельности.

«Сегодня не идет речь об инженере-разработчике или системном инженере. Необходимо брать уровень выше. Инженер будущего — это тот специалист, который видит контексты вокруг себя и может строить и продукт, и команду «, — отметил Дмитрий Седнев.

Ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы Василий Фивейский отмечает, что сегодня трансформация коснулась и технологии обучения. Перед методистами стоит вопрос, как включить в программу большой объем информации, и при этом сделать максимальный уровень усвоения и применения. Примером реализации такой технологии является обучение на объекте. Часть занятия выносится из стен университета и проводится на объекте, связанном с темой занятия. Это может быть строящаяся станция метро, здание и любой другой объект. Обычно такие занятие проводят первые лица: те, кто объект строил, внедрял, обеспечивал экономику и т. д. Особенно эффективен формат обучения в кросс-функциональных группах, в которые входят специалисты, преподаватели и студенты. В таких группах студенты могут обучаться во время рабочего диалога. Главное ー давать студентам расширенный доступ к саморазвитию. Сегодня хороший специалист должен знать не только свою отрасль, но и смежные.

Трансформировался процесс обучения и в экономических вузах. Если раньше студенты получали диплом и шли работать по специальности, то сейчас эта модель уже не работает. Студенты должны понимать, что их специальности имеют шансы исчезнуть в долгосрочной перспективе. Образование становится все более гибким и индивидуальным.
Также необходимо отметить и конфликт интересов между выпускниками и работодателями. Компании хотят видеть узкоспециализированных специалистов, сразу готовых к работе. Выпускники понимают, что, в случае негативного сценария развития бизнеса работодателя или развития своей профессии, у них может быть недостаточно навыков для работы в другой компании. Поэтому студенты хотят обладать знаниями широкого спектра, в то время как работодателям нужны специалисты с глубокими знаниями.

Решение этого конфликта одно: постоянное обучение. Также важным фактором при выборе работы является то, насколько качественное обучение вы можете получить на рабочем месте.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: