Трансформация образования:
какие компетенции будут определять специалиста будущего
На форуме «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего», организованном Forbes Congress Russia, Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners, выступил модератором сессии «Фундамент системы: высшее образование как консолидирующая сила преобразований в подготовке кадров будущего». В рамках сессии ректоры ведущих вузов и представители российских и международных бизнес-школ обсудили, как сегодня меняется ситуация на рынке труда, какую роль должны играть университеты в подготовке кадров и какие компетенции будут определять специалиста будущего.⠀
Всемирный экономический форум регулярно готовит доклад о будущем рабочих мест и компетенций. В докладе 2020 года оценивается влияние технологий четвертой промышленной революции и пандемии на рабочие места, компетенции и новые приоритеты для государственной политики на горизонте до 2025 года. Он опирается на результаты опроса HR-директоров и руководителей, отвечающих за стратегию, кадровую политику и инновации, в 26 странах в 15 отраслях экономики.
В последние годы много говорится, что современные цифровые технологии сократят количество рабочих мест, но результаты опроса Future of Jobs 2020 показывают, что в среднесрочной перспективе в ближайшие 3−5 лет новые цифровые технологии создадут больше рабочих мест, чем уничтожат. Новые специальности будут связаны с технологиями, цифровой трансформацией отраслей и т. д. В то же время могут испытать на себе сокращение спроса работники по специальностям, связанным с обеспечением старого производственного процесса, с административными функциями компаний.

Структура занятости в России будет сильно меняться.

Недавно был проведен опрос в разных странах, где у жителей спросили, как они оценивают стабильность своей работы, чувствуют ли они, что потеряют работу, есть ли на рынке труда новые возможности и насколько в стране развита система подготовки и переподготовки кадров. По результатам опроса, три четверти работников России озабочены потенциальной потерей работы, при этом менее половины считают, что могут развить необходимые навыки на текущем месте работы. Большинство работников не до конца понимают, как использовать систему образования для развития новых навыков и компетенций.
Таким образом, способность человека формировать для себя собственную образовательную траекторию становится сегодня ключевой компетенцией.

На форуме в онлайн-формате провели опрос среди представителей вузов и бизнеса. Участники отвечали на вопрос, в какой степени выпускники российских университетов обладают навыками и компетенциями, необходимыми для компаний.
По результатам голосования, большая доля респондентов, среди которых существенную долю составляли представители бизнеса, ответили, что выпускники обладают средним уровнем компетенций. На втором месте ответ — уровень компетенций довольно низкий. И только один респондент указал на то, что выпускники в полной мере обладают необходимыми компетенциями.

Если сравнивать Россию с другими странами по результатам ежегодного опроса среди ведущих компаний в более чем 100 странах, то Россия находится на 77 месте из 140 стран с точки зрения обладания выпускниками университетов навыками, необходимыми для компаний.
Ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов отметил, что спрос на рынке труда подстраивается под технологические изменения. Многие рутинные, повторяющиеся операции, в том числе и аналитические, перекладываются на искусственный интеллект.
«Сегодня выпускнику требуется большой уровень цифровой грамотности и критическое мышление. Раньше спрос был на аналитиков, которые могут дать ответ на правильно поставленный вопрос, то сейчас на это дает ответ ИИ.
Ключевое ー это умение правильно задавать вопросы. Нужны люди, которые, с одной стороны, очень хорошо знают новые технологические инструменты анализа данных и, с другой стороны, имеют базовые знания экономики и бизнеса, чтобы правильно сформулировать вопрос, на который можно ответить с помощью новых инструментов. Тенденция сочетания различных навыков и умений ー как цифровых, так и более широких, формирует спрос на рынке труда. Например, если вы получили экономическое образование, это уже подразумевает, что вы умеете анализировать данные, владеете английским языком и т. д. Для владения этими навыками вам не нужно иметь специальное образование".

Зарождается спрос на специальности, связанные с «зеленым» переходом. В течение последних лет произошел тектонический сдвиг на государственном уровне в сторону устойчивого развития. Все ведущие страны начинают переходить от слов к делу, но пока ESG-специалистов на рынке не так много. Это сложная и междисциплинарная проблема. Специалисты, которые будут обладать широким взглядом на проблему ESG, будут пользоваться высоким спросом на рынке труда.

«Цифровизация, работа с Big Data — это то, чем должны владеть все специалисты, чтобы управлять современным мегаполисом», — отметил ректор Московского городского университета управления Правительства Москвы Василий Фивейский.
Исследования университета показали, что вместе с цифровизацией в городском хозяйстве важной зоной для развития стали навыки классического управления, в том числе эффективное управление сотрудниками.
«Сегодня все серьезные проекты реализуются сложными кросс-функциональными группами, и вопрос эффективного управления такими группами и проектными командами стоит очень остро. Компетенции управления востребованы, но ими невозможно овладеть в рамках классического образования. Они приобретаются с определенным опытом в ходе реализации проектов».
Вопросы управления людьми в новых условиях цифрового мира, когда часть работы перенеслась в удаленный формат, а часть команды находится в другой части страны или мира, предъявляют новые требования к образовательным программам. По результатам опроса среди руководителей московских компаний помимо общепрофессиональных, отраслевых знаний к важным компетенциям выпускников относят открытость новому и гибкость. В нашем мире все меняется слишком быстро, важно, чтобы сотрудники были постоянно готовы перестраиваться, овладевать новыми технологиями, и в новых условиях быть эффективными.

Ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов оценил спрос на рынке труда в технической отрасли:
«В России не хватает миллиона программистов. Из-за этого рынок перегрет. Заработная плата не соответствует компетенциям. Такая ситуация сложилась в стране, потому что всего несколько вузов страны готовит квалифицированных специалистов. Для России это капля в море».
Огромная доля российских университетов выпускают специалистов, знания и навыки которых не соответствуют современным требованиям рынка. Это становится причиной безработицы в России.

Перед работодателями, которые принимают на работу выпускников, стоит дилемма: насколько серьезно им следует вкладываться в сотрудников и давать им новые знания или навыки. В условиях всеобщей коммерциализации давать навыки без существенного роста заработной платы опасно: подготовил человека, а он ушел. Поэтому не все работодатели готовы серьезно вкладываться в развитие работников, понимая риски их перехода на более высокооплачиваемые позиции в других компаниях.
Образование и работа — это связанные вещи. Безусловно, инвестиции в образование должны органично дополняться инвестициями в высококвалифицированные рабочие места.

Александр Кулешов отметил, что сегодня на рынке труда технологий ИИ не хватает специалистов. И все, кому требуется производственные решения, связанные с ИИ, — это ощущают. Если отвечать на вопрос: цифровые технологии создают рабочие места или разрушают, можно ответить: в среднесрочной перспективе создают, но с важной оговоркой — только для квалифицированных специалистов".
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: