Будущее рабочих мест 2020
Strategy Partners и Евразийский институт конкурентоспособности в течение многих лет совместно реализуют инициативы в области конкурентоспособности стран и регионов, качества жизни, социального развития, будущего производства, будущего рабочих мест, готовности городов к 4-й промышленной революции и цифровой трансформации, производительности государственного сектора и реализации государственной политики. The Future of Jobs 2020 («Будущее рабочих мест 2020») – один из флагманских и наиболее значимых докладов Всемирного экономического форума (WEF), который выпускается каждые 2 года при поддержке Евразийского института конкурентоспособности.

В отчете используются результаты опроса руководителей высшего звена, отвечающих за кадровую политику, стратегию и инновации в компаниях, работающих в 26 странах в 15 отраслях экономики и социальной сферы.
Пандемия ускорила процессы цифровой трансформации в компаниях. Компании готовы сокращать число рабочих мест за счет тех, кто не готов к работе с новыми технологиями, привлекать подрядчиков или временных сотрудников на выполнение некоторых бизнес-задач, а также ждут, что 40% их сотрудников пройдут переквалификацию.

Какие технологии будут внедрять российские компании и какие специалисты им для этого нужны? Каких навыков не хватает работникам? Какие проблемы на рынке труда должны решать HR в корпорациях и государственная политика?

Не только пандемия: что меняет рынок труда

Искусственный интеллект широко применяют в отраслях информационных и коммуникационных технологий, финансовых услуг, здравоохранения и перевозок. В горнодобывающей промышленности и металлургии внедряют большие данные, интернет вещей и негуманоидных роботов. В фокусе госсектора находится шифрование. Почти каждая пятая компания из опрошенных в рамках доклада «Будущее рабочих мест 2020», подготовленного Всемирным экономическим форумом и Strategy Partners, к 2025 году начнёт использовать облачные вычисления.
80% российских компаний в своих стратегиях развития в ближайшие пять лет планируют внедрять облачные вычисления, 75% – анализ больших данных, 73% – шифрование и безопасность, 72% – обработку текста, изображений и голоса, 71% – искусственный интеллект. К последнему относятся, например, машинное обучение, нейронные сети, обработка естественного языка.


Продолжается рост автоматизации, меняется распределение текущих задач между человеком и машиной. За счёт этого процесса к 2025 году во всем мире будет потеряно 85 миллионов рабочих мест и создано 97 миллионов. Уже через пять лет среднее время, затрачиваемое людьми и машинами на выполнение рабочих задач, будет находиться на паритетном уровне.

Но если алгоритмы и машины будут в первую очередь ориентированы на обработку и поиск информации и данных, административные задачи и некоторые задачи традиционно ручного труда, то люди все еще сохранят свои сравнительные преимущества в управлении, консультировании, принятии решений, рассуждении, общении и взаимодействии.


Долгосрочный тренд на автоматизацию в сочетании с пандемией COVID-19, которая стала шоком для мировой экономики, привёл к ситуации «двойного разрушения» для работников. Сильнее всего этот удар почувствовали на себе те, кто работал в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной торговле, сфере услуг, путешествий и туризма. Пока неясно, достигли ли нынешние показатели безработицы своего пика.

С изменениями в рабочих практиках столкнулись работники на удалённом режиме. Они могут сохранить своё рабочее место, но сталкиваются с потенциальными проблемами благополучия и психического здоровья из-за сильных изменений в режиме работы, с дополнительными обязанностями по уходу за детьми или пожилыми родственниками.

С другой стороны, пандемия послужила катализатором, усилила влияние долгосрочных изменений, вызванных распространением технологий 4.0. Скорость и глубина их внедрения увеличилась. Темпы внедрения технологий, как ожидается, останутся неизменными, а в некоторых областях могут ускориться.

Важнейшие навыки в ближайшие пять лет

Ключевые барьеры для внедрения современных технологий для компаний по всему миру – нехватка специалистов с требуемыми навыками на рынке труда и невозможность привлечь нужные таланты – так ответили на вопрос 55,5% и 46,7% респондентов соответственно. 41,4% участников исследования назвали среди барьеров проблемы в навыках руководства организации, 38,9% – недостаточное понимание возможностей, 33% – нехватку гибкости нормативной базы. Лишь на шестом месте оказалась нехватка инвестиционного капитала – 32,3% дали этот ответ.

Особенно остро дефицит кадров ощущается в новых процессиях. В отсутствие готовых талантов работодатели предоставляют доступ к переобучению и повышению квалификации. В среднем компании рассчитывают, что около 40% сотрудников пройдут переквалификацию не более, чем за 6 месяцев. 94% бизнес-лидеров ожидают, что работники получат новые навыки на рабочем месте – этот показатель резко вырос по сравнению с 65% в 2018 году. Но пока менее половины работников – 42% – используют текущие возможности переподготовки и повышения квалификации от работодателей.

В России 83% компаний ожидают, что текущие сотрудники приобретут необходимые навыки на рабочем месте, 77% планируют переобучить сотрудников, и 72% – нанять новых людей с требуемыми навыками на постоянной основе. 69% респондентов заявили о планах автоматизировать рабочие места, по 57% – привлечь внешних подрядчиков для выполнения некоторых бизнес-функций или нанять временных сотрудников с нужными навыками. 43% работодателей сократят штат сотрудников, не обладающих навыками для работы с новыми технологиями.


В течение ближайших 10 лет немалая доля созданных рабочих мест будет приходиться на совершенно новые профессии или существующие профессии, претерпевающие значительные изменения c точки зрения их содержания и требований к квалификации. Новые профессии отражают тренд на внедрение новых технологий и растущий спрос на новые продукты и услуги в «зеленой экономике», экономике данных и ИИ.

Будут востребованы аналитики и инженеры по анализу данных, специалисты по ИИ и машинному обучению, по цифровому маркетингу и стратегии, по автоматизации процессов, по развитию бизнеса, по цифровой трансформации, информационной безопасности, разработчики программного обеспечения и приложений, специалисты интернета вещей.


Сокращение спроса испытают специалисты по вводу данных, специалисты по бухгалтерии, ведению счетов и начислению заработной платы, бухгалтеры и аудиторы, сборочные и заводские рабочие, руководители бизнес-служб и административные управляющие, работники по вопросам клиентской информации и обслуживания клиентов, генеральные директора и директора по операциям, механики и ремонтники машин и машинного оборудования, технические сотрудники по учету материалов и хранению запасов. В России в ближайшие пять лет могут исчезнуть профессии, связанные с делопроизводством.

Для российских работодателей важнейшим профессиональным навыком в ближайшие пять лет станет умение комплексного решения проблем. Problem-solving перестает быть прерогативой консультантов и входит в набор навыков, востребованных сегодня во многих новых профессиях. В ряду самых востребованных навыков: критическое мышление и способность к анализу; умение решать проблемы; навыки самоорганизации; способность к активному обучению; психологическая устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость.

Проблемы, которые должна решить HR и государственная политика

Компаниям не хватает специалистов, которые будут внедрять новые технологии и работать с ними. Эту проблему они планируют решать с помощью обучения на рабочем месте, запуска внутренних корпоративных тренинговых программ, привлечения к процессу провайдеров внешних онлайн-курсов. Есть и другой вариант – организации готовы нанять сотрудников на постоянной основе, обладающих требуемыми навыками.


Будущее уже наступило для «белых воротничков», которые перешли в онлайн. 84% работодатели готовы к быстрой цифровизации рабочих процессов и удалённой работе – 44% сотрудников смогут работать из дома. Чтобы решить проблемы, связанные с производительностью и благополучием работников, около трети работодателей хотят предпринять шаги по выстраиванию чувства принадлежности, связи и корпоративной общности между сотрудниками.

Вместе с тем появилась острая потребность в формировании новых инструментов, связанных с системными изменениями на рынке труда, со стороны правительств. Если активно не решать возникшие проблемы на рынке труда, неравенство будет углубляться, а поляризация зарплат – усиливаться. Мировой кризис мог вернуть в условия крайней нищеты до 115 млн человек. При этом наиболее пострадали от изменений, вызванных пандемией, те, кто и до кризиса находился в неблагоприятном положении. Среди потерявших работу работников в среднем больше женщин, относительно молодых людей и лиц, получающих низкую заработную плату.

Во время пандемии в более чем 200 странах были реализованы более 1000 различных мер, но большинство из них носят временный характер. Например, только 16% программ денежных выплат длились более 3 месяцев. Эту проблему можно решить, например, через механизм «автоматически запускаемых» стимулирующих выплат: этот подход позволил бы запускать поддержку без потери времени на принятие решений и административную подготовку.

Государство может играть важную роль в создании стимулов для корпоративных инвестиций в рабочие места завтрашнего дня, обеспечении более эффективной системы социальной поддержки для работников, потерявших работу в поиске новых возможностей трудоустройства, а также в развитии системы образования и профессиональной подготовки.

С полной версией отчета можно ознакомиться по ссылке.