Инвестиционные вызовы в системе здравоохранения
На конференции Forbes «Устойчивое здравоохранение: инвестиции, технологии, управление», которая собрала руководителей медицинских организаций, фармацевтических и биотехнологических компаний, представителей власти, производителей медицинского оборудования, инвестиционные компании, венчурные фонды и медицинские стартапы, ведущий эксперт практики потребительского сектора Strategy Partners Рустам Шамои принял участие в сессии «Инвестиционные вызовы в системе здравоохранения. Спрос рождает предложение?».
Рассказывая об инвестиционной привлекательности компаний отрасли и пути ее повышения Рустам Шамои отметил, что прежде всего следует разделять привлекательность для инвесторов финансовых (и институциональных) и стратегических. Эти инвесторы отличаются горизонтом инвестирования, а кроме того, имеются небольшие отличия в критериях выбора. Если упросить, цель финансовых инвесторов – это возврат на инвестиции, который в первую очередь достигается ростом стоимости актива. Выбирая цель для инвестирования, они смотрят на потенциал роста отрасли в целом, и уже только потом на потенциал отдельной компании в этой отрасли.

Коммерческая частная медицина и фармацевтика росли до наступления пандемии. Наступление пандемии вызвало разносторонние тренды, рынок частной медицины просел, в то время как рынок фармацевтических препаратов существенно прирос. Тем не менее, в будущем прогнозируется рост обеих отраслей на уровне более 10% год к году, и для инвесторов эти уровни интересны. Рост будет вызван как последствиями пандемии, так и общим изменением отношения к своему здоровью.

Просто находится на растущем рынке недостаточно, чтобы инвесторы сделали выбор в пользу определенной компании. Компания должна выделяться на рынке и иметь перспективы, чтобы как минимум не отстать от роста рынка, а в идеале, конечно, опередить.

Если посмотреть на сделки на рынке коммерческой медицины, можно выделить следующие основные критерии выбора объектов инвестиций:


1. Лидерство/масштаб. Например, МЕДСИ, которая занимает первую строчку в рейтинге Forbes и которая смогла привлечь инвестиции от АФК «Система» (сделка по 100%-й консолидации акций МЕДСИ у АФК «Системы» была завершена в 2015 году).

2. Эффективность. Например, инвестиции в АО «Медицина» (International Finance Group «Саннингдейл Сервис С.А.») не в последнюю очередь были обусловлены лидерством клиники по рентабельности. При очень высококвалифицированном штате сотрудников и объемах выручки, которые позволили в 2020 ей занимать 7-е место в рейтинге Forbes, АО «Медицина» была очень привлекательным активом и получила своего инвестора.

3. Потенциал масштабирования. Если рассмотреть кейс инвестиций в сеть лабораторий KDL со стороны нескольких институциональных инвесторов, то мы увидим прозрачное понимание того, как привлеченные средства могут помочь компании легко и быстро масштабироваться, увеличивая стоимость ее стоимость.

Если посмотреть на 2 публичные компании сектора, АО «Мать и Дитя» и Европейский Медицинский Центр, их привлекательность также можно отнести к лидерству.

  • АО «Мать и дитя» – лидер отрасли по направлениям женского здоровья и родовспоможения.

  • EMC - лидер сегмента премиум.

«Что интересно в случае двух упомянутых публичных компаний – несмотря на очень впечатляющие показатели роста, обе компании торгуются с мультипликаторами ниже индекса Мосбиржи. Можно предположить, что, во-первых, инвесторы могут относить такой рост к разовому явлению, а, во-вторых, могут видеть в отрасли риски, и за это требуют дисконт», – рассказал Рустам Шамои.

Что касается фармацевтического рынка – это очень активный рынок в плане сделок по слияниям и поглощениям, но мы практически не видим на нем финансовых инвесторов.

Практически все инвестиции на рынке – со стороны стратегических инвесторов.
Стратегические инвесторы также ищут возврат на инвестиции, но основная их цель – получение синергетического эффекта. Это инвесторы, которые уже выбрали отрасль, являются ее участниками или приняли решение в ней развиваться. Для них важно получение дополнительных выгод от слияния или поглощения, чтобы «1+1» было больше 2-х. Этот эффект достигается за счет возможности оптимизировать издержки, получить новые компетенции, выйти на новые рынки дешевле, чем если бы они это делали органически, а также увеличить клиентскую базу.

В случае с фармкомпаниями – практически все сделки на этом рынке связаны с увеличением продуктового портфеля: покупка актива ради патентов, молекул, выкуп лабораторий, лицензий и так далее.

В коммерческой медицине можно чуть больше сегментировать те направления компетенций, за счет которых игроки отрасли могут получить, или хотят получить синергию:

1. Все что касается человеческого капитала: процессы найма, обучения и мотивации и сами активы в виде врачей и мед персонала. Это одна из самых больших болевых точек игроков отрасли, и если слияние и поглощение с другим игроком помогут частично ее решить, это будет огромным преимуществом в глазах инвестора

2. Маркетинг, продвижение и работа с клиентской базой: обработанность процессов, системы лояльности и управления клиентским путем, система навигации в клинике, сеть партнерств. Если ваша клиника может показать уровень NPS выше 70 – в этом блоке вам явно есть что предложить инвесторам.

3. Физические активы и системы – непосредственно клиники, стационары, прочие помещения, их локации. Оборудование и технологии. ИТ системы, и в частности система МИС, которую можно уверенно отнести к топ-2 болевых точек игроков отрасли наравне с кадрами.

4. Управление финансами. Компетенции в области ценообразования, закупок, управления денежным потоком, бюджетирования. «Подавляющее большинство людей, с которыми мы общались, говорили о необходимости улучшения данной компетенции. Многие клиники управляются врачами, что хорошо с точки зрения качества услуг и медицины, но иногда ведет за собой не самое профессиональное управление финансами», – отметил Рустам Шамои.

Рустам Шамои рассказал о дальнейших перспективах. В будущем ожидается рост M&A активности на рынке: «Мы будем наблюдать дальнейшую консолидацию и виток выхода игроков на IPO. А, следовательно, игрокам отрасли, которые хотят быть участниками данного события, необходимо думать о собственной стратегии роста либо о путях повышениях своей инвестиционной привлекательности. Важно помнить, что в обоих случаях – как для финансовых инвесторов, так и для стратегических, потенциальным целям инвестирования необходимо иметь стратегию роста – понимать и четко сформулировать, как и за счёт чего они могут развиваться и приносить инвесторам удорожание капитала».