Будущее ритейла: технологические решения, которые помогают быть ближе к клиенту
В каких технологических решениях магазина нуждается покупатель и какие из них приносят наибольший эффект ритейлеру? Партнер StrategyPartners Анна Федорова, практика «Потребительский сектор», на саммите RetailBusinessRussia 2021 рассказала о технологических решениях в магазине, которые помогают быть ближе к клиенту.
Повышая уровень сервиса и сокращая операционные затраты. В их числе:
  • Магазин без кассира
  • Мобильный помощник
  • Переносной сканер
  • Умные весы
  • Оплата лицом
  • Умные тележки
Кроме того, Анна Федорова отметила другие решения, необходимые сегодня ритейлу: автоматизированный аудит, в том числе с использованием роботов, менеджмент очередей с помощью компьютерного зрения и искусственного интеллекта, электронные ценники, динамическое ценнобразование и распознавание посетителей.
Магазин без кассира реализуют с помощью автоматизированного подсчета и списания денежных средств за счет видеоаналитики в магазине через мобильное приложение. Решение отслеживает товары, добавляет добавляет покупки в виртуальную корзину, а при выходе из магазина приложение с привязанной банковской картой автоматически списывает оплату за покупку. Такое решение позволяет сократить трудозатраты, повысить скорость обслуживание, а кроме того, создает имидж лидера в области инноваций. В России технологию тестирует, например, «Пятерочка», в мире есть ряд примеров, включая Amazon и Tesco.

Дополнительную информацию о товаре покупатель может получить с помощью сканирования QR-метки. Мобильный помощник дает клиенту возможность узнать всю необходимую информацию на сайте и гарантировать подлинность товара, а магазину позволяет снизить нагрузку на персонал. Такое решение тестирует «Вкусвилл».

Ускорить обслуживания клиентов можно за счет мобильного сканирования QR-кодов посетителями. Использование переносного сканера позволяет повысить средний чек лояльного покупателя до 50%, пропускную способность кассовой линии увеличить до 50%, трафик при этом растет до 10%. Ручное устройство даёт возможность самостоятельно пробивать штрихкоды товаров в торговом зале и быстро оплачивать товар на кассе.

Еще один способ сократить трудозатраты и увеличению скорости обслуживания – внедрить технологию автоматизированный подсчета суммы покупки и сканирования товаров с помощью камер и меток, закрепленных на тележке. На умную тележку крепится RFID-приемник или камера, которые распознают товар с помощью радио-метки или видеоканалитики. Среди компаний, которые используют такие решения – Amazon и X5 RetailGroup.

Ускоренное взвешивание за счет встроенной в умные весы интеллектуальной системы распознавания продуктов позволяет высвободить 42 человекодня в магазине в год, ускорить работу с весами на 3,3 секунды и дать прирост 14% ENPS кассиров по работе с весовым товаром. Решение позволяет автоматически взвешивать продукцию магазина, распознавая продукт с помощью видеоаналитики и добавляя его цену в общий чек. Его используют, например, в своих сетях X5 RetailGroup и «Магнит».

Ускорить процесс оплаты позволяет технология оплаты лицом. Для нее необходима встроенная камера и алгоритм распознавания лиц. Покупатель несколько секунд смотрит в камеру, искусственный интеллект проверяет, настоящий ли человек перед камерой с помощью данных биометрии, после чего списывает денежные средства с привязанной карты. В России технология встречается в «Ленте», X5 RetailGroup и Prime.