Александр Идрисов: Нехватка денег и кадров тормозит цифровизацию бизнеса в Татарстане
Основатель и управляющий партнер Strategy Partners рассказал TatCenter о проблемах цифровой трансформации предприятий Татарстана и объяснил, на чем важно сфокусироваться бизнесу и власти, чтобы цифровизация в республике не буксовала.
— Александр Борисович, Strategy Partners проводило пилотное исследование готовности компаний и отраслей Татарстана к цифровой трансформации. Результаты вы презентовали правительству и президенту республики в рамках Kazan Digital Week-2021. Наши предприятия готовы к цифровизации?

— Компании, участвующие в исследовании, были ранжированы по индексу готовности к цифровой трансформации: начинающие (индекс менее 2), средние (индекс от 2 до 4) и лидеры (индекс более 4). Полную готовность демонстрирует лишь 1% опрошенных компаний. Это лидеры цифровизации. Средний уровень индекса показывает большая часть предприятий Татарстана, а именно 84% опрошенных. Это довольно хороший результат по сравнению с другими территориями. Очевидно, что здесь существует большой потенциал. Но есть, безусловно, и отстающие. Низкую готовность к цифровой трансформации демонстрируют 15% компаний республики.

— По каким критериям оценивали степень готовности компаний к цифровой трансформации?

— Задача состояла в сравнении уровня развития цифровой трансформации предприятий РТ со среднероссийскими показателями. В основу исследования лег опрос руководителей более 70 ведущих компаний. Состояние компаний анализировали по семи векторам:
  • бизнес-модель и стратегия;
  • взаимодействие с потребителями;
  • операции и цепочки поставок;
  • поддерживающие функции;
  • цифровая инфраструктура и данные;
  • цифровые кадры и культура;
  • модель управления цифровой трансформацией.

— Если оценивать текущую ситуацию в целом, предприятия каких отраслей готовы к цифровой трансформации лучше всего?

— Если смотреть по секторам, то это наиболее высокий уровень готовности демонстрирует машиностроение, наибольшим потенциалом цифровой трансформации обладают отрасли: оптовая и розничная торговля, а также транспорт и логистика.

— Можно сказать, что предприятия Татарстана понимают необходимость цифровизации?

— Актуальность и важно цифровой трансформации понимают большинство компаний-респондентов. Но вот очень интересный факт: 36% компаний Татарстана разработали стратегию цифровой трансформации, но только 13% приступили к ее реализации. Разработали и убрали в стол.

— Как вы считаете, почему так происходит?

— Это стало модным. Сейчас всех обязывают разрабатывать стратегию цифровой трансформации. Но одной разработкой нельзя обойтись. Нужно работать с лидерами мнений, чтобы это было не по указанию. Руководителям и лидерам мнений крайне важно понимать, что цифровая трансформация является критичным фактором повышения конкурентоспособности бизнеса.

— Какие цифровые технологии компании республики освоили лучше других?

— Однозначно, беспроводная связь, облачные технологии, в отдельных направлениях очень широко используются промышленные роботы — по этим показателям компании республики существенно опережают коллег в целом по стране. Цифровое проектирование также в топе освоенных технологий в республике, но в в сравнении с общероссийскими показателями у Татарстана есть большое потенциал для развития.

Отставание, в свою очередь, очевидно в использовании 3D-печати. Практически не применяются технологии дополненной и виртуальной реальности, искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн. В общем хотелось бы видеть большее использование технологий, которые влияют на уровень производительности труда. Пока использован таких технологий находится в находятся в начальной фазе, т. е потребуется еще очень серьезный путь пройти до масштабного внедрения.
Оценка использования технологий в Республике Татарстан, % ответивших на вопрос респондентов
— Александр Борисович, какие ключевые барьеры возникают перед предприятиями Татарстана в ходе цифровой трансформации?

— Первая проблема, с которой сталкиваются компании — нехватка квалифицированных кадров. Об этом заявили более половины опрошенных в Татарстане компаний. Особенно остро кадровый голод в этом направлении ощущается в поточном, дискретном производстве, а также в таких отраслях, как химия, нефтехимия и нефтепереработка.

На втором месте — непонимание экономических эффектов цифровизации. Проблема особенно характерна для республиканских предприятий в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, нефтехимия и переработка, сельское хозяйство. Замыкает тройку ключевых проблем нехватка финансовых ресурсов. Поточное производство страдает от этого больше других. Считаю, что в целом нужен хороший сервис помощи компаниям от государства.

Также в топе проблем — недостаток знаний о цифровых технологиях, отсутствие стратегии или дорожной карты мероприятий, низкий спрос на цифровые услуги.

— В числе проблем вы упомянули проблемы с доступом к финансированию мероприятий цифровизации. Насколько остро, по вашим оценкам, стоит вопрос?

— Достаточно остро: 85% компаний Татарстана заявили, что используют исключительно собственные средства для финансирования цифровой трансформации. При том, что в среднем по России этот показатель находится на отметке 75%. Не удивительно, что и объем инвестиций в цифровизацию в целом незначительный. В РТ 69% компаний поделились, что за последние три года направляли на программы цифровой трансформации не более 5% финансовых средств.

— Как вам кажется, почему?

— Компании мало используют внешние источники финансирования, так как попросту не знают о существующих возможностях. А они есть. Деньги можно привлечь через банковские кредиты, государственное проектное финансирование, частные и государственные венчурные фонды. Чтобы о мерах поддержки в части цифровизации знали, нужна масштабная популяризация существующих государственных федеральных программ финансирования цифровой трансформации бизнеса.

— А вы спрашивали компании, какую поддержку со стороны государства они хотели бы получать?

— Конечно. В Татарстане предприятия в числе приоритетов госполитики в этом направлении называют развитие специальных обучающих программ, повышение доступности финансовых ресурсов, развитие поставщиков технологических решений, повышение региональных поставщиков, возможность использования отраслевых данных.

Александр Идрисов убежден, что крайне важно сфокусировать команду лидеров и сотрудников предприятия на цифровую трансформацию
— Александр Борисович, за счет чего компании Татарстана могут существенно ускорить темп цифровой трансформации?

— Безусловно, за счет реализации амбициозных и эффективных стратегий. Корпоративная стратегия цифровой трансформации подразумевает, что у руководства компании есть понимание уровня цифровой трансформации отрасли и своей компании, выбраны приоритетные направления цифровой трансформации и изменения бизнес-модели, сформирована команда для запуска цифровых изменений.

На этапе формирования портфеля перспективных юз-кейсов необходимо проанализировать опыт других предприятий в своей и смежной отраслях, сопоставить лучшие кейсы с целями компании, сформировать приоритетный список и оценить экономические эффекты от внедрения этих технологий.
В оргструктуре должны появиться профильные должности и подразделения (CDO/CDTO). Это относится к созданию модели управления ЦТ и стимулов к ЦТ внутри компании. Работа должна контролироваться и анализироваться на достижение КПЭ.

Крайне важно сфокусировать команду лидеров и сотрудников на цифровую трансформацию. Личная вовлеченность в процесс топ-менеджмента, который сможет увлечь и персонал, а также привлечение и удержание лучших кадров с цифровыми компетенциями — залог успешной реализации стратегии.
При формировании стратегии финансирования можно использовать как внутренние, так и внешние источники. Не фокусироваться только на собственных средствах компании, а использовать возможности льготного государственного финансирования ЦТ, венчурного финансирования или Финансирование разработок решений компаниями-поставщиками.

— Очевидно, что без помощи государства цифровая трансформация опорных для республики предприятий может затянуться. На что бы вы порекомендовали обратить внимание властям Татарстана?

— Я убежден, что правительство Республики Татарстан может обеспечить новый уровень поддержки и синхронизации отдельных направлений политики и ускорить цифровую трансформацию ключевых отраслей. Прежде всего за счет снижения барьеров и создания Центров компетенций, поддержку компаний в части адаптации Методических рекомендаций по ЦТ и оказание содействия в привлечении льготного финансирования, усиление работы по развитию Кластера компаний — поставщиков цифровых и ИИ-решений, синхронизации работы по развитию цифровых кадров и компетенций, реализации программы развития цифровой инфраструктуры нового поколения.

Что касается образовательных процессов, то тут нужен новый пакет программ по цифровой трансформации, курсы повышения квалификации в сфере цифровизации и внедрения ИИ.

В Татарстане процесс цифровой трансформации на предприятиях выглядит неплохо, значительно лучше, чем в среднем ситуация по России. Но я не думаю, что на этом нужно останавливаться. Убежден, что Татарстан и не остановится.

Беседовала Юлия Амочаева

Источник: TatCenter