Как трансформируется автомобильный сектор
Strategy Partners работает с более чем 20 секторами экономики. Мы расскажем подробно о каждом из них. В этот раз темой стали некоторые аспекты цифровой трансформации автомобильного сегмента.

Новые формы владения: не только каршеринг, но и авто по подписке


В 2020 года автомобильный рынок испытал шок: в начале пандемии было отмечено катастрофическое падение продаж автомобилей, нарушены цепочки поставок, были закрыты и понесли убытки дилерские центры, приостановлены производства. Процессы цифровизации в отрасли, которые развивались постепенно, получили в период пандемии бурный рост. Примером может служить подписка автомобилей, то есть аренда автомобилей на конкретный период у производителя.

Сегодня в России ряд брендов предлагает подписку. Среди них Hyundai, Kia, Volvo, Skoda, Audi и УАЗ. Сервис СберАвтоподписка позволяет арендовать авто на срок от 6 месяцев до 4 лет.

В случае с подпиской пользователю автомобиля доступно регулярное техническое обслуживание – сотрудники Volvo, например, для этого сами заберут автомобиль, а потом вернут его. Также в комплекте с авто могут идти летняя и зимняя резина, страховка и служба поддержки.

Уберизация такси продолжается


Объем российского рынка такси в 2019 году составил 780 млрд руб., при этом доля агрегаторов составила 51%. В пандемийный 2020 год агрегаторы такси смогли сохранить свои доходы благодаря развитию услуг, не связанных непосредственно с перевозкой пассажиров (фудтех-направление, курьерская доставка, грузовое такси).

В 2021 году рынок такси не достигнет уровня 2019 года, но доля агрегаторов продолжит расти. Ожидается, что к 2030 году российские агрегаторы увеличат свою долю рынка до 85%. В США этот показатель достигнет 70%, в среднем по миру – 48%.

Uber, Yandex.Такси и прочие игроки трансформировали бизнес автоперевозок в финансовый, обеспечив водителей инструментами на всем пути создания стоимости:
  • Они стали гарантирующими посредниками между банками и водителями для предоставления кредитов / лизинга, а также самостоятельно предлагают услуги лизинга и краткосрочной аренды;
  • Предлагают таксопаркам инструменты продвинутой аналитики для отказа от собственных диспетчерских служб и увеличения количества исполненных заказов.

Роботы-водители


Робомобили Waymo на данный момент преодолели более 32 млн км по дорогам общего пользования. «Яндекс» тестирует беспилотники с 2017 года. Сбербанк разработал концепт полностью беспилотного электромобиля «Флип», который будет работать на водороде или природном газе.

Сейчас компании-разработчики беспилотников только тестируют автомобили. Новый закон об экспериментальных правовых режимах разрешает выводить из-под действующих норм законодательства проекты в сфере цифровых инноваций, в том числе беспилотных технологий.