Германия: субсидии и компенсацииГосударственная программа преодоления последствий COVID-19 в Германии состоит из трёх элементов, которые поддерживают всю отрасль железнодорожных перевозок.
- Во-первых, это субсидирование перевозок. Плата за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования для поездов дальнего следования и грузовых поездов сократилась на 98%.
- Во-вторых, субсидирование создания инфраструктуры. В стране действует федеральная программа финансирования железнодорожной инфраструктуры LuFV III. До 2029 года 63,4 млрд евро будет инвестировано в обновление железнодорожной сети. Наибольшая доля (около 51,4 млрд евро) приходится на федеральный бюджет.
- В-третьих, в Германии запустили механизм компенсации прямых убытков, связанных с COVID-19. Государственная помощь направлена на компенсацию убытков от перевозок поездами дальнего следования, грузовыми поездами и расходов на содержание железнодорожной инфраструктуры.
Правительство Германии поддерживает повышение гибкости системы грузоперевозок не только в рамках антикризисных мер. В стране развивают существующую железнодорожную сеть, расширяют пропускную способность на 12 основных направлениях, проводят цифровизацию в рамках программы Digital Rail. Для грузовых перевозок действует федеральная программа «Будущее грузового железнодорожного транспорта». Субсидируются региональные перевозки, снижен налог на добавленную стоимость на междугородние билеты.
Начиная с 2020 года правительство ФРГ выделяет на исследования в сфере железнодорожного транспорта 30 млн евро в год, чтобы сделать отрасль более ориентированной на будущее. Программа действует до 2024 года.
Китай: маркетплейс для экспортёровВ Китае в 2020 году государство максимально переориентировало грузовые потоки на железную дорогу. Контейнерные перевозки в Европу выросли на 50% к предыдущему году. В итоге в Китае объём грузоперевозок упал меньше, чем в других странах: на 2,6%. В Германии, например, падение составило 35%.
В мае 2020 года в Китае были открыты новые контейнерные маршруты из Ханчжоу, Сучжоу и Шэньчжэня. На некоторых маршрутах из Китая объём отправок грузов в Европу за январь — май вырос на 72% к сопоставимому периоду прошлого года.
Во время пандемии была запущена новая онлайн-платформа, на которой могут зарегистрироваться как железнодорожные службы, так и клиенты. Платформа может автоматически собирать и интегрировать информацию об импорте и экспорте по железной дороге и позволяет обмениваться информацией с главным таможенным управлением и железными дорогами соседних стран, таких как Россия, Казахстан и Монголия. Сайт также работает как маркетплейс для мелких и крупных поставщиков. Пользователи могут отслеживать заказы, а также отправлять контейнеры. Сайт создан в рамках правительственного плана «Интернет Плюс» по модернизации традиционных услуг.
Индия: реконструкция инфраструктурыВ Индии на пике карантина пассажирские перевозки были полностью прекращены. Объём грузовых перевозок при этом снизился на 28%.