Млечный путь: 4 возможности для производителей молока
В ближайшие 10 лет молочная отрасль, по прогнозам Strategy Partners, будет находиться под влиянием четырёх ключевых вызовов, на которые каждый из производителей должен будет найти свой ответ.
Население

Прирост населения на планете к 2030 году составит 0,8 млрд человек. Основные территории прироста — Юго-Восточная Азия и Африка. Например, в центральной части Африки в ближайшие 10 лет население прирастёт на 0,5 млрд человек.
Сегодня африканские рынки имеют низкую покупательную способность, но она увеличится в ближайшие 10 лет. Сублимированные продукты переработки молока могут быть востребованными, а для России это интересные рынки с точки зрения экспорта и развития.

В России обратная ситуация: страна попала в «демографическую яму», что отражается на структуре потребления. В ближайшие 10 лет основной потребитель сильно постареет и перейдёт в категорию 50+. Эти люди будут отказываться от простых молочных продуктов, зато станут отдавать предпочтение кисломолочной продукции.

По расчётам директора проектов Strategy Partners Сергея Черкасова, в ближайшие 10 лет мы потеряем около четверти рынка детского питания, так как женщин в детородящем возрасте будет меньше, чем сейчас. Но, с другой стороны, это возможность сформировать новые бренды для взрослой аудитории. Сейчас в стране нет таких продуктов.

Технологии и технологическое неравенство

Strategy Partners исследовала регионы России по таким факторам, как поголовье молочного скота и надои в килограммах. Сейчас регионы РФ, которые в основном производят молоко, идут экстенсивным путём, то есть наращивают поголовье стада. Но рано или поздно такие регионы-лидеры, как Республика Татарстан, перейдут к интенсивному пути: начнут активную замену молочного стада, увеличат надои. Это создаст риски для остальных производителей — их себестоимость будет выше, чем у более эффективных хозяйств.

Сейчас далеко не всегда крупнейшие производители являются лидерами по эффективности производства. Быстрее других будут расти компании, где вкладываются в генетику и современные цифровые технологии управления стадом, управления дойным залом и даже «счастьем коровы». Таким образом, относительно небольшие компании, вкладывающиеся в завтрашнюю эффективность, идут вверх. Так закладывается технологическое неравенство. Завтра те, кто не вложился в «цифру» и генетику, будут либо поглощены, либо их маржа будет находиться под давлением более эффективных производств.

Климат

К 2030 году, по одному из сценариев, потепление составит 2 градуса, а человечество потеряет 7% белка, который сейчас добывается в мировом океане. Эти 7% исчезнут и из кормов для животных, и из рациона человека. Чем компенсировать их, если растениеводство также будет находиться под сильным давлением? Плодородные сегодня регионы будут подвержены повышению температуры и засушливости. По данным Strategy Partners, в России от глобального потепления прежде всего пострадают регионы на юге страны. Это ухудшит показатели в растениеводстве и уберёт с рынка часть растительного белка.

Несмотря на это, Россия, скорее всего, обеспечит себя необходимыми продуктами питания. И при этом появятся новые возможности для экспорта. Самое очевидное направление — Китай, но нужны и альтернативы, ещё 2—3 новых рынка для взаимодействия. Ведь Китай также думает о том, чтобы обеспечить свою продовольственную безопасность и будет искать альтернативных поставщиков.

Альтернативный белок

Сейчас успех «немолока» и других напитков на растительных основах во многом является данью моде. Но, если посмотреть на развитые рынки, прежде всего США, то можно увидеть, что молоко — продовольственный сегмент № 1, в котором растительный белок больше всего замещает молочный белок. 56% домохозяйств в США сегодня употребляет растительное молоко. От этой страны мы отстаём на 7—10 лет, через этот промежуток времени изменится рынок в соответствии с этим трендом.
Это значит, что российским компаниям уже сейчас нужно диверсифицировать портфель за счёт инновационных продуктов и налаживать более глубокую переработку. Уже к 2023 году себестоимость продукции из растительного белка сравняется с традиционным производством, а к 2025 году растительное «молоко» станет дешевле обычного.

Масштабные изменения мирового рынка молока — это, безусловно, новые вызовы для производителей, но также и новые возможности. Компании, сумевшие адаптироваться к новым условиям, смогут значительно расширить свой бизнес.

«Это уже не тренд, а настоящая пищевая трансформация»


«Потребление альтернативных продуктов в мире увеличивается. Десятки тысяч кафе и магазинов уже продают кофейные напитки на немолоке и гамбургеры с немясом, на прилавках появляется растительная курица и морепродукты. Передовые регионы в этой области — США и страны Западной Европы. Именно там сосредоточено наибольшее количество инноваций и инвестиций, а население лучше осведомлено об альтернативных продуктах питания и их свойствах. По прогнозам, рынок альтернативных молочных продуктов в мире достигнет 35,8 млрд долларов к 2026 году, при этом среднегодовой темп роста составит 13,6% в стоимостном выражении.

В России за последнюю пару лет альтернативные продукты также начали превращаться из нишевого продукта в мейнстрим, и, в частности, наиболее развитой категорией стала альтернативная молочная продукция. Это уже не тренд, а настоящая пищевая трансформация. В нашей стране всё развивается стремительнее, чем за рубежом: с 1,7 млн литров в 2017 году потребление растительных альтернатив выросло до 30 млн литров в 2019 году и 70 млн литров в 2020 году».

Елена Шмакова, начальник управления продуктового маркетинга компании «Сады Придонья» (бренд Nemoloko)