ЦИПР-2021: Будущее беспилотников. Где заканчивается фантастика и начинается реальность?
Технологии беспилотного транспорта развиваются как с точки зрения обработки данных и скорости их передачи, так и с точки зрения безопасности. Но где заканчивается фантастика и начинается реальность? Будущее беспилотников обсудили на ежегодной конференции #ЦИПР.

Бывший глава Airbus может возглавить совет директоров немецкой компании по аэромобильности, которая планирует выйти на IPO с капитализацией $3,3 млрд и готова запустить свою технику в эксплуатацию в ближайшие два года. А на уровне государств в ряде стран беспилотные технологиями считаются критичными – например, в Евросоюзе и в Китае. Об этом рассказал модератор панельной дискуссии Александр Постников, партнер Strategy Partners, практика «ОПК и машиностроение»..

«Беспилотник – это не чистый ИИ. Это все равно комбинация человека и систем, решение вопросов безопасности и профессионализма», – отметил Александр Постников. И доказательство этому – наступление беспилотного будущего в некоторых отраслях. Умные помощники уже помогают машинистам на рельсовом транспорте. Об этом рассказала Альфия Каюмова, вице-президент Cognitive Pilot. Компания задействует нейросети в проекте по автономному управлению сельскохозяйственной техникой, работает с общественным транспортом и сотрудничает сотрудничает с РЖД.

Газпром Нефть реализовала уже ряд кейсов в области беспилотников – около 80 из них касаются логистики и беспилотных авиационных систем. В компании есть отдельный центр компетенций, который занимается БАС: сервисы с применением беспилотников помогают обеспечивать безопасность и контролировать технологические процессы.

Нефтегазовый сектор в плане беспилотников – один из самых динамичных, считает глава TraceAir Артур Хасиятуллин. В его компании шесть лет назад придумали систему контроля строительства с помощью дронов: беспилотники фотографируют площадку, на основе фото создается 3D-модель, к ней прикладывается проектная документация – чтобы было видно, что было сделано, будет сделано и какие ошибки были допущены.

Артур Хасиятуллин рассказал о проблемах в индустрии в России, сославшись на исследование Strategy Partners:

• 4% компаний имеют высокий уровень цифровизации производственного процесса
• 4% применяют цифровые решения в различных корпоративных функциях
• 7% компаний можно назвать лидерами рынка РФ по внедрению и использованию цифровых технологий.

Среди областей, в которых беспилотники имеют потенциал, эксперты выделили логистику, медицину – речь, например, о срочной доставке медикаментов, а также развлечения – российская компания «Геоскан» устраивает авиашоу с большим количеством дронов. А в дальнейшем будет переход к доставке грузов и пассажиров.

Низкие риски для людей, в отличие от применения дронов в городе, и тот фактор, что для некоторых задач беспилотники – единственный способ решения, приводят к развитию этого направления в нефтегазовой отрасли, считает Андрей Ионин, ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». И, по его мнению, есть смысл создавать регуляторику для разных регионов – например, для Ямала.

Кроме того, Андрей Ионин отметил, что на ПМЭФ публично было объявлено о проекте беспилотного логистического коридора на М-11. Проект разрабатывала ассоциация ЦТЛ совместно с Минтрансом, Strategy Partners и транспортными компаниями. Этот проект решает ряд проблем, связанных с беспилотным транспортом, и позволяет реализовать транзитный потенциал в стране.

Подводим итоги


Ключевые факторы, сдерживающие развитие данного направления:

Регулиторика. Муниципальные власти не хотят видеть беспилотники на дорогах, которые переходят дети. Использовать беспилотник для собственных нужд сейчас с юридической точки зрения гораздо проще, чем применять в бизнесе. В городах использовать беспилотники почти невозможно, в то же время на малозаселенных территориях такая возможность есть.

Инфраструктура. На сегодня она как таковая отсутствует.

Риски. Новые технологии – новые риски. Если для авто есть ОСАГО и КАСКО, то для беспилотников пока таких страховых компаний, законодательства и судебных прецедентов нет.

Роль государства и бизнеса в развитии беспилотных транспортных средств:

БПС могут развиваться только при совместных усилиях бизнеса и государства. Оно должно определить правила игры, стимулировать бизнес и минимизировать риски. И одним из инструментов развития этой темы в России Александр Постников считает инструменты государственно-частного партнерства.