Цифровое преимущество. Искусство конкурировать в эпоху искусственного интеллекта

Книга ярко показывает, как данные и технологии искусственного интеллекта меняют ландшафт отраслей и природу конкурентных преимуществ в бизнесе. Авторы предлагают практичные идеи и показательные примеры для лидеров бизнеса по разработке стратегий в новой наступающей реальности.


Алексей Праздничных
Партнер Strategy Partners, руководитель практики «Государственный и некоммерческий сектор»




Об авторах
Марко Янсити
Профессор MBA в Гарвардской школе бизнеса им. Дэвида Сарноффа, возглавляет отдел управления технологиями и операциями и цифровую инициативу.

Директор факультета Лаборатории инновационных наук в Гарварде. Занимается исследованием цифровой трансформации компаний и отраслей с акцентом на цифровые экосистемы, модели работы, ориентированные на ИИ, и влияние ИИ и сетевых эффектов на стратегию и бизнес-модели. Известен своими исследованиями в области управления инновациями, бизнес-экосистемами и цифровой трансформации. Марко Янсити - автор и соавтором нескольких книг, в том числе «Technology Integration», «The Keystone Advantage» и «One Strategy».

Являлся соучредителем нескольких компаний, в том числе Model N (NASDAQ: MODN) и Keystone Strategy LLC. Совместно с командой Keystone Strategy М. Янсити консультировал большинство крупнейших технологических компаний, от Facebook до Amazon, от Microsoft до Intel, а также многие другие традиционные компании Global 1000. В настоящее время является членом совета директоров нескольких компаний, включая PDF Solutions (NASDAQ: PDFS), ModuleQ и Keystone Strategy, где он также выступает в качестве председателя.

Марко Янсити получил докторскую степень и степень бакалавра по физике в Гарвардском университете.
Карим Р. Лахани
Профессор делового администрирования Чарльза Уилсона, сотрудник Дороти и Майкла Хинце в Гарвардской школе бизнеса и научный сотрудник Национального бюро экономических исследований. Является основателем и руководителем Лаборатории инновационных наук (LISH) в Гарварде, главным исследователем Лаборатории турниров NASA в Институте количественных социальных наук и соучредителем факультета цифровой инициативы Гарвардской школы бизнеса. Работа Карима Р. Лахани в рамках LISH позволила создать ИИ-решения в таких разных областях, как космические системы, науки о жизни и онлайн-платформы. Опубликовал более 100 рецензируемых журнальных статей, статей для практиков и бизнес-кейсов. Исследования Лахани широко освещались в Businessweek, Boston Globe, журнале Economist, Fast Company, Inc., газете New York Times, журнале Нью-Йоркской академии наук, Science, Wall Street Journal, Washington Post и Wired.

Является сопредседателем Гарвардской программы бизнес-аналитики, онлайн-курса для руководителей, предназначенного для подготовки следующего поколения лидеров, ориентированных на данные. Работал консультантом по инновационной стратегии во многих компаниях, входит в совет директоров корпорации Mozilla и консультирует несколько ИИ-стартапов.
Карим Р. Лахани удостоен докторской степени по менеджменту и специалиста по технологиям и политике в Массачусетском технологическом институте, получил степень бакалавра в области электротехники и менеджмента в Университете Макмастера.

О чем эта книга
Расхожая фраза «Искусство — последнее пристанище человека в борьбе с роботами» уже вызывает обоснованные сомнения. ИИ вполне способен написать классическую музыку или нарисовать картину, которую даже эксперты не смогут отличить от человеческого творения. Сегодня ИИ повсеместно входит в нашу действительность. При этом речь не идет об исключительно замене человека в рутинных операциях. Спектр применения технологий на базе ИИ очень широк. ИИ не только помогает с выбором товара, устанавливает оптимальную цену, но и помогает диагностировать заболевания у пациентов, проводит интервью и отбор кандидатов на должность или помогает городским властям прогнозировать риски развития пандемии.
Трансформация традиционного бизнеса в цифровой — сложный, комплексный процесс, охватывающий все функциональные направления деятельности бизнеса. При этом каждое из этих направлений может быть существенно усилено посредством решений на основе ИИ. Можно привести множество примеров. В части маркетинга и сбыта — прогнозирование продаж, тагетированная реклама и динамическое ценообразование. В производстве и логистике — это проектирование новых продуктов с ожидаемыми потребителями свойствами, диалоговые сервисные системы, обеспечивающие оптимальный клиентский путь, системы качества на основе больших данных, предиктивная аналитика для управления оборудованием и ремонтами и оптимальная логистика. В других направлениях — это рекомендательные системы на основе больших данных по управлению инфраструктурой, персоналом и финансами.
Однако пока преждевременно говорить о системном стратегическом подходе в применении ИИ, сейчас мы наблюдаем скорее разрозненные решения в отдельных функциональных направлениях бизнеса. Но это направление достаточно быстро развивается.
Книгу «Цифровое преимущество» можно назвать манифестом новой эры, когда ИИ становится важнейшим фактором устойчивых конкурентных преимуществ для бизнеса. Решения на основе ИИ не только глубоко трансформируют традиционные бизнес-модели компаний, но и фактически становятся ядром новых операционных моделей на базе ИИ, в основе которых лежат структурированные данные.
Книга позволяет лучше понять предпосылки для роста значимости ИИ как источника реальных конкурентных преимуществ, обеспечивающих масштаб бизнеса, его охват и обучение. Подробно описан подход к переосмыслению самой основы бизнеса, его ядра. Крупные компании вынуждены разрабатывать тысячи корпоративных приложений с разрозненными данными, традиционно оперируя в своих функциональных колодцах. При этом цель трансформации — перейти от изолированной ИТ-инфраструктуры к общей программной платформе и данным, которые можно бы было использовать для достижения экономии масштаба и охвата. При этом организация должна быть преобразована в набор динамичных и гибких команд, объединенных только общими интерфейсами. В книге подробно описан процесс трансформации бизнеса из традиционного в цифровой, включая организацию и управление данными, а также создание фабрики ИИ.
Авторы книги сформулировали пять ключевых принципов успешной трансформации бизнеса в компанию, базирующуюся на ИИ: единая стратегия, ясная (плоская) структура, гибкая, ориентированная на продукт организация, создание потенциала возможностей и четкое комплексное управление. В книге хорошо описаны новые подходы к разработке стратегии цифровой компании, а также возникающие стратегические коллизии. Авторы также уделили внимание рискам и этическим проблемам, которыми сопровождается переход к новой эре ИИ.
Книга написана простым и доступным языком. Множество примеров и легкий стиль изложения существенно расширяют круг потенциальных читателей. Книга может быть рекомендована представителям не только технологического, но и традиционного бизнеса. При этом она будет также полезна для прочтения студентам и инновационным предпринимателям.

Александр Идрисов
Управляющий партнер Strategy Partners
Где купить книгу

Книгу «Цифровое преимущество. Искусство конкурировать в эпоху искусственного интеллекта» можно приобрести в интернет-магазине издательства «ЭКСМО».