Цифровая трансформация региона
В Ульяновской области прошёл второй «цифровой день», организованный Сбером при участии Strategy Partners. Партнёр Strategy Partners Алексей Праздничных рассказал о разработке стратегии и дорожной карты цифровой трансформации регионов и городов. Он отметил, что Ульяновская область является одним из «чемпионов» России по запуску новых подходов, здесь запустили один из самых первых в стране и успешных проектов по трансформации повышения эффективности государственного управления.
Цифровая трансформация – это использование технологий Четвёртой промышленной революции для ключевых задач. Наиболее успешные регионы, страны и города, используют технологии не ради того, чтобы внедрить новые модные решения, а для решения существующих проблем. Спектр технологий, который доступен, включает в себя большие данные, продвинутую аналитику, искусственный интеллект, интернет вещей, коммуникативные технологии нового поколения – включая 5G, дроны, автономный транспорт. Важно рассматривать широкий перечень технологий.
Из опыта Strategy Partners и совместных проектов компании с Всемирным экономическим форумом был сформирован подход к готовности региона к цифровой трансформации. Руководству важно ответить на 3 ключевых вопроса.

Зачем? Это видение региона и результаты, которые необходимо достичь. Ответ на этот вопрос касается конкурентоспособной и динамичной экономики, качества жизни, экологичности.

Что? На этом этапе важно оценить, как цифровые технологии меняют ключевые отрасли региона. Речь идёт об адаптации технологий Индустрии 4.0, о модели цифровизации государственных услуг, вовлечении граждан в жизнь региона, о гибкой политике, о цифровых общественных финансах и бюджетах. Госуслуги должны быть сконцентрированы вокруг комплексных жизненных ситуаций, потребительский опыт должен быть многоканальным, должна произойти цифровизация взаимоотношений граждан с регионом.

Как? Концепция «город как платформа» – новый взгляд на организацию цифровой инфраструктуры: город формирует платформу данных, которые частный бизнес может использовать для разработки новых решений. Должна произойти цифровая трансформация административных функций, а сам регион должен иметь кадры, компетенции и организационную культуру для осуществления трансформации.
Реализация направлений зависит от приоритета региона. Есть регионы, которые видят трансформацию только в изменениях в секторе госуправления. Другие своим приоритетом считают цифровую трансформацию не только госуправления, но и социальных и инфраструктурных секторов. В третьем случае к этому списку добавляется трансформация ключевых отраслевых кластеров – сельскохозяйственного, промышленного, строительного. Эти три стратегии российские регионы используют сегодня.

Цифровая трансформация региона во многом зависит от того, готовы ли к ней жители. Strategy Partners проводило первый пилотный проект по оценке готовности жителей к цифровой трансформации в Нижнем Новгороде: «Барометр готовности жителей к цифровой трансформации». Для многих регионов готовность жителей может быть существенным барьером. Все ли пользуются цифровыми сервисами? Все ли имеют доступ в интернет? Есть ли у людей навыки работы в интернете? В рамках стратегии цифровой трансформации нужно уделять особое внимание развитию компетенций, навыков жителей, в том числе в использовании государственных сервисов.
Алексей Праздничных представил несколько примеров проработки цифровой трансформации ключевых сфер. В секторе здравоохранения, например, могут быть усовершенствованы диагностика и лечение за счёт внедрения инструментов «цифровой клиники», оцифровано взаимодействие медицинских организаций со всеми участниками региональной экосистемы здравоохранения, внедрены инструменты для управления учреждениями здравоохранения и отраслью в целом на основе данных.

В процессе подготовки стратегии цифровой трансформации отдельных отраслей важно рассматривать широкий перечень технологических решений. В рамках стратегии может быть создан кластер поставщиков решений цифровой трансформации. Регион получает возможность создать новую отрасль: сначала компании разрабатывают решения для региона, а затем выходят в другие города и страны.

Развитие инновационной экосистемы и вовлечение местного сообщества региона является важным элементом реализации стратегии цифровой трансформации. Один из примеров вовлечения бизнеса – Global City Hackaton, который весной 2019 года в Нижнем Новгороде провели Сбер и Strategy Partners. В хакатоне были выделены три тематических трека – приоритетные проблемы, составлен список из пяти приоритетных технологий. Участие приняли более 100 человек, а партнёрами стали более 20 компаний. Команды за три дня разрабатывали прототипы решения ключевых городских проблем.
«Важно не только смотреть и искать решения, которые уже разработаны. Цифровая стратегия – уникальный инструмент стимулирования инновационной экосистемы региона, местного сообщества по разработке инновационных решений. Опыт показывает, что результаты могут быть впечатляющими», – подытожил Алексей Праздничных.