Дайджест «Трансформация»
Как стать сильнее во время кризиса

Всего за два месяца пандемия коронавируса привела только в США к закрытию более 100 тысяч малых предприятий и поставила под угрозу банкротства ещё 7,5 миллионов. Профессионалы по всему миру испытали проблемы как с работой, так и в личной жизни – из-за неожиданного перехода к дистанционной работе и необходимости следить за детьми. В такой ситуации ставку необходимо делать на отношения внутри организации и обучение людей, а не на результаты. Так можно избавиться от психологического давления, которое испытывают сотрудники. Неуверенность в будущем компании, к которой привёл кризис, можно попробовать преодолеть с помощью самоанализа: компании нужно выяснить «Что для нас действительно важно?», «Что представляет собой ядро и периферия нашего бизнеса?», «Кто мы такие и кем хотим быть?». Ответы на эти вопросы вернут ощущение контроля и помогут восстановить энергию команды.
Модель децентрализации операций и талантов

До пандемии эксперты компаний отправлялись в командировки по всему миру, туда, где они были необходимы. Стратегии компаний по развитию талантов основывались на отправке специалистов и на развитии местных талантов, которые затем можно было задействовать в регионах. Пандемия всё изменила: теперь нужно справляться с развитием талантов в условиях, где связь между центром и периферией ослаблена. В книге «Managing Across Borders: The Transnational Solutions» в 1989 году были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются организации при внедрении глобальных операционных моделей для повышения эффективности и гибкости. Описанная транснациональная модель обеспечивает баланс между мировой практикой и адаптируемостью к местным условиям. В новых условиях компаниям с сильной глобальной культурой нужно привлекать команды к созданию нового локального опыта, а компаниям с сильной местной культурой – сосредоточиться на глобальных культурах.
«Газпром нефть» намерена использовать искусственный интеллект для разработки масел

Компания намерена использовать возможности искусственного интеллекта, чтобы сократить количество лабораторных испытаний смазочных материалов и повысить их эффективность. В дальнейшем нейросеть может самостоятельно предлагать варианты рецептур. Также компания намерена открыть собственный научно-технический центр по разработке масел на Московском заводе смазочных материалов во Фрязине. С его открытием «Газпром нефть» станет первой в России компанией, способной самостоятельно проводить фундаментальные исследования в области трибологии – науки, изучающей процессы трения, изнашивания и смазки.
Культурное сближение: без чего невозможна трансформация

Предприятиям нужна культурная трансформация, причем не только в рамках ИТ, но и в масштабах всей организации. Только так удастся не противостоять друг другу, а тянуть воз в одном направлении, добиваясь результатов в повышении эффективности. В «Ростелекоме» перешли от матричной модели управления ИТ к собственной, плоской модели Framework. Она подразумевает, что, помимо традиционных ценностей – эффективности, гибкости, самоорганизации – важна эмоциональная составляющая отношений между ИТ и бизнесом: «Лояльность бизнес-заказчиков для нас важнее любых KPI». В Счётной палате считают, что в отсутствие чётких планов с чёткими целями на первый план выходит культура работы людей и их способность к движению в общем направлении. О сближении направлений компании говорит и то, что подходы, используемые в ИТ, все чаще применяются к остальным — не ИТ-сервисам: например, в ходе проекта по автоматизации ИТ-процессов на одном из металлургических предприятий кадровая служба, увидев промежуточные результаты, заявила, что «хочет так же».
Учёные создадут цифровой двойник системы космического спутника «Аист» для защиты от сбоев

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева готовятся представить первый российский цифровой двойник системы электропитания малого космического аппарата «Аист». Создание цифрового двойника системы спутника в виде программы, воссоздающей аналог физического объекта в виртуальном пространстве, позволит сделать его надёжнее за счет моделирования самых разных ситуаций на борту как в реальном времени, так и в режиме прогноза. Ожидается, что данный цифровой двойник войдёт в состав программного обеспечения наземного комплекса управления малыми космическими аппаратами.
Сервис доставки еды от сооснователя Coub и инвестора «Самоката» привлёк $1,5 млн

Проект FridgeNoMore запустили в Нью-Йорке сооснователь Coub Антон Гладкобородов и инвестор «Самоката» и Elementaree Павел Данилов. Первые заказы стартап начал доставлять в Бруклине 1 октября. Стартап доставляет продукты из собственных локальных магазинов за 15 минут на электрических велосипедах на расстоянии в 1 милю, стоимость продуктов сравнима с ценами в местных магазинах. Сервис привлёк $1,5 млн от AltaIR Capital, AltaClub, Bratte Евгения Невгеня и Сергея Гончара, а также Натальи Водяновой, Евгения Фуксмана и нескольких ангелов-инвесторов.
Росводоресурсы разрабатывают цифровую платформу «Водные данные»

Цифровая трансформация водохозяйственного комплекса стала одной из главных тем IV Всероссийского водного конгресса. В частности, Федеральное агентство водных ресурсов заявило, что ведёт разработку цифровой платформы, главный посыл которой – открытость для общества. Речь идёт об открытом предоставлении данных для всех категорий собственных и внешних пользователей, всех граждан, которые заинтересованы в получении информации в образовательных, исследовательских и коммерческих целях.
«Положительный сдвиг»

Центр регионального развития Курской академии государственной и муниципальной службы провел опрос среди жителей региона: порядка 60% респондентов положительно оценили качество работы цифрового сектора в сфере госуслуг. Более 60 % опрошенных обозначали цифровой способ получения госуслуг как приоритетный. Таким образом, пандемия коронавируса ускорила цифровую трансформацию не только на российских предприятиях, но и в государственном секторе.