Лёгкая промышленность:
последствия пандемии и технологические тренды
Как на российский рынок лёгкой промышленности повлияла пандемия, какие технологии стали доступны, как происходит цифровизация отрасли и с чего начать трансформацию предприятия – эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках онлайн-дискуссии «Цифровая повестка Сбербанка в лёгкой промышленности» при участии Strategy Partners.
Цифровизация – закономерный этап развития бизнеса. Этот процесс уже идёт во многих отраслях. Лёгкой промышленности он помогает сокращать издержки, увеличивать долю на рынке, повышать конкурентоспособность на экспортных рынках. «Запросы потребителей – основное, на что мы должны ориентироваться. Поэтому сегодня невозможно игнорировать тренд на цифровизацию, персонализацию, инновации», – отметила Алла Сбитнева, исполнительный директор Сбербанка.
Пандемия: шок и окно возможностей

События последних месяцев стали шоком для большого количества предприятий. Бизнес, который функционировал без изменений уже 25 лет, мог оказаться не у дел – бизнес тех руководителей, которые буквально в прошлом году могли называть цифровую трансформацию хайпом и шумом.

Режим самоизоляции привёл к временному закрытию торговых центров, и у магазинов отняли возможность показать товар покупателям, дать его потрогать, примерить и совершить импульсивную покупку. Напротив, те компании, которые готовились к изменениям, выигрывали: например, онлайн-магазины, позволяющие дать покупателю максимум информации об одежде онлайн, заказать её и примерить дома, отметил engagement-партнёр Strategy Partners Андрей Заутер.

Если говорить о производстве, то пандемия для российской лёгкой промышленности открыла окно возможностей. Увеличились объёмы экспорта и производства при сокращении импорта.

По данным «Инновационного научно-производственного центра текстильной и лёгкой промышленности» на российском рынке функционируют 22 тысячи предприятий с 288 тысячами работников.
В денежном выражении в 2019 году он составил 1,9 трлн рублей, из них на производство приходится 20%, на импорт – 56%. Незаконный товарооборот составил около 24%.
Драйверы изменений

Среди трендов, которые возникли во время пандемии, директор по развитию «Инновационного научно-производственного центра текстильной и лёгкой промышленности» Константин Бандорин назвал возникновение локальных производств во всём мире и изменение рынка – смешение онлайн и офлайн.

Другими драйверами перемен в отрасли по мнению участников дискуссии стали изменение динамики спроса-предложения – сокращение цикла производства; рост ограничивающих факторов – недостаток квалифицированной рабочей силы и рост уровня зарплат; постоянное появление новых технологий; ориентация на устойчивое развитие.
Пример стартапа, объединяющего устойчивую бизнес-модель и социальную миссию: Solgaard производит рюкзаки из переработанного пластикового мусора, собираемого в океане.
Современные технологии продаж и потребительские предпочтения требуют от поставщиков одежды:

► Гибкого производства

► Минимальных сроков поставки

► Большой вариативности по дизайнам и материалам

Это требует наличия небольших и хорошо оснащенных цифровых фабрик, встроенных в логику интернет-продаж.

Компания Wildberries построит технопарк по производству полотна и одежды при своих логистических центрах, первый такой центр реализуется в подмосковном Иваново.
Технологический скачок в лёгкой промышленности

Если говорить о технологических трендах, которые оказывают наибольшее влияние на глобальный рынок в целом, можно выделить увеличение количества связей, нарастание объёма данных и удешевление технологий. Увеличилось количество связей, учитывая интернет вещей. Создаётся колоссальное количество данных. Технологии стали дешевле и доступнее. Разные технологические решения можно комбинировать, как конструктор, отметил Андрей Заутер.

Среди технологий, которые меняют именно лёгкую промышленность, можно выделить сбор и анализ больших данных, их использование для принятия решений, программные платформы с искусственным интеллектом и диагностику производства, предиктивную аналитику.
Компания Hugo Boss в 2016 году автоматизировала завод с целью создать цифровой двойник производства. Была произведена роботизация, внедрён искусственный интеллект для предиктивной аналитики, в компании появилось отдельное R&D-подразделение. В результате компания снизила производственные издержки на 5-7% в 2018 и 2019 годах.
Социальные сети упрощают взаимодействие производителей с покупателями. Facebook в этом году представил Shops – новый способ создать интернет-магазин в Facebook, WhatsApp, Messenger и Instagram, рассказал Генеральный директор Швейно-Печатного Производства «Росспорт» Андрей Чурай.

Главное, что сегодня малые и средние компании могут конкурировать с крупным бизнесом высокой скорости дизайна и производства, работе маркетплейсов и доступу к новым инструментам с помощью облачных технологий. А компании, которые ещё только начинают выбирать решения и смотреть на других, могут потерять рынок.
Цифровая трансформация отрасли и компаний

«Цифровая трансформация – это трансформация бизнеса путём путём пересмотра бизнес-моделей, маркетинга, продуктов, путём принятия цифровых технологий», – дал определение Константин Бандорин.

За последнее время изменилась коммуникация – мы перешли в Zoom и Skype и начали быстрее принимать решения; активнее стали использоваться новые каналы продаж – маркетплейсы; изменилась регуляторика – в России внедрили онлайн-аудит предприятий, расширились возможности электронного документооборота.

Прозрачность и доступность данных в реальном времени вывела на новый уровень процесс контроля – сегодня можно управлять компанией онлайн. Предприятия используют RFID для контроля допусков работников в определённые зоны и проводят дистанционные медосмотры. Достижения в области технологий на основе искусственного интеллекта привели не только к созданию магазинов без кассиров, но и к удалённому управлению с участием «умного совета директоров».

Интернет вещей производит революцию в лёгкой промышленности – это и «умная» одежда, и средства индивидуальной защиты вроде касок с возможностью контролировать рабочее время сотрудников и анализировать окружающую среду. Хранение и защита данных сегодня доступны для многих компаний, что также положительно влияет на внедрение новых технологий.

«Все эти технологии – всего лишь элементы цифровой трансформации, – отмечает Константин Бандорин. – Но если год назад я бы сказал, что они используются только в других отраслях, то сегодня пандемия дала возможность их внедрять в лёгкой промышленности, и позже они станут основой цифровой трансформации отрасли».

«Если убрать из формулировка «цифровая трансформация» первое слово, то мы получим «трансформацию». Важны именно изменения, при которых в процессе перехода из аналогового мира в цифровой компания создаёт представление клиента о себе. Важно ответить на вопросы: какую информацию компания выдаёт о себе, знают ли о ней потребители, нужно ли контролировать всю цепочку?» – считает партнёр Strategy Partners Андрей Заутер.

Компаниям в этой отрасли необязательно замыкать на себе всю цепочку производства. Например, в Бельгии функционируют кластеры, в которых не нужно думать про ткани, краски и оборудование – главное найти дизайнера. Пробная партия быстро производится с помощью существующих предприятий и отправляет в интернет-магазин. Этот же подход загрузки существующих мощностей используют и в химии, и в ритейле.
С чего начать цифровую трансформацию

Успешная цифровая трансформация невозможна без сильной воли руководителя, который может приглашать других специалистов для её реализации, создавать позицию Chief Digital Officer. Необходимо понимать, что перемены неизбежны, и, если попытаться отгородиться от них, компанию «сметёт», уверен Андрей Заутер.

Чтобы начать процесс изменения, необходимо задать вопросы, которые касаются:

► Клиентов: как меняются приоритеты и процесс взаимодействия с ними, какие элементы ценностного предложения будут терять важность, а какие – создаваться?

► Конкурентов: в какие проекты инвестируют ваши конкуренты, насколько высока угроза со стороны ассиметричных конкурентов, будет ли их предложение ценности подрывным по отношению к вашему?

► Данных: в каких бизнес-процессах управление данными может создать новую ценность, что произойдёт, когда у вас будет доступ к данным, которые вам сейчас недоступны?

► Рынка: как меняется отраслевая цепочка ценности, в каких звеньях цепочки происходит консолидация, кто становится ближе к клиенту и замыкает его на себе, кто будет вытесняться из цепочки как посредник и для кого будет открываться доступ на этот рынок?
Если вы хотите получить консультацию по цифровой трансформации
вашей компании – оставьте запрос в форме: