Копенгаген: столица велосипедов и
«зелёных» технологий
Тысячу лет назад на месте столицы Дании была рыбацкая деревня, позже рядом с ней построили замок, и в XIII веке здесь вырос город. Теперь это Копенгаген, или «гавань торговцев», культурный, экономический и правительственный центр Дании. В нём расположены старейший университет в стране, открытый в 1479 году, и Копенгагенская фондовая биржа.
Город входит в десятку самых «умных» городов мира. Во многом – благодаря инициативам в области «зелёных» технологий. К 2025 году Копенгаген планирует стать углеродно-нейтральным городом, полностью исключив эмиссию углекислого газа в атмосферу. К этой цели он идёт с помощью таких инициатив, как «умное освещение», улучшение инфраструктуры для велосипедистов, сокращение вредных выбросов от приготовления еды в ресторанах, развитие «зелёных» технологий с помощью инновационного кластера. И делает это вполне успешно, тем более, что планированием развития города в Копенгагене занимаются с 1920-х годов.
Стратегия «умного города»

Согласно стратегии, главные цели Копенгагена:

► Обеспечение высокого уровня жизни

► Создание «зелёного города»

Основные области, на которых сфокусирована стратегия:

► Здоровье

► Мобильность

► Энергетика и климат

► «Умные» горожане

► «Умное» обучение

Фундаментом для достижения целей и работы в приоритетных областях являются:

► Платформа данных и приватность

► Инфраструктура «умного города»

► Коллаборации, создание партнёрств

Согласно стратегии, Копенгаген должен искать способы решения
проблем, используя собранные данные, работать с новыми технологиями или с существующими технологиями – но с новым подходом, эффективно использовать ресурсы муниципалитетов и города, вовлекать граждан и предпринимателей в создание и реализацию новых идей.
Инфраструктура для велосипедистов

В 1890 году в городе было 3 000 велосипедов, спустя 10 лет это число выросло до 30 000, к 1907 году – до 80 000 и к 1934 – до 400 000. С 1982 года в Копенгагене постоянно восстанавливают и улучшают велосипедную инфраструктуру. И если в Цюрихе каждый второй горожанин добирается до работы или в школу на общественном транспорте, то в Копенгагене 41% жителей для этих целей выбирают велосипеды. Всего около 80% горожан в принципе используют этот вид транспорта, что сказывается и на здоровье населения, и на экономике: эти люди экономят казне 235 млн евро в год.

Велодорожки в Копенгагене предназначены не для людей в спортивной униформе на шоссейных велосипедах, а для всех – женщин, мужчин, детей, пенсионеров с любым уровнем достатка. Здесь можно увидеть женщину, которая везёт сразу четверых детей, пожилого человека, который совершает неспешную прогулку, или бывшего председателя Генеральной Ассамблеи ООН Могенса Люккетофта.

Одна из инициатив, делающих жизнь велосипедистов проще, заключается в создании «зелёной волны» с помощью светофоров и специальных сигналов. Двигаясь с нужной скоростью, утром можно добраться до центра города, а вечером – из центра к периферии, не ступая на землю. Специальные сигналы до светофора показывают, стоит ли ускориться, чтобы проскочить на зелёный, или можно не торопиться – и тогда вы подъедете как раз в нужный момент.
Лаборатория для тестирования инноваций

В 2014 году в городе появилась Copenhagen Solutions Lab. Принцип работы лаборатории заключается в вовлечении граждан в развитие проектов в области «умного» города с помощью тестирования новых технологий на улице вокруг мэрии. Испытательный стенд Smart City Street Lab помогает демонстрировать решения, а также стимулировать партнёрства частного сектора, академического сообщества и чиновников.

Лаборатория занимается:


► Изучением поведения жителей и туристов.

► Созданием и тестированием цифровых решений для горожан и
гостей Копенгагена.

► Разработкой цифровых инструментов и сбором данных для
поддержки рабочих процессов в городе.

► Сбором данных о городской среде и климате для планирования и приоритизации усилий города в этих сферах.

► Поиском решений для снижения уровня загрязнения воздуха.
Экологические инициативы

В 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития подготовила доклад с анализом усилий различных регионов в области перехода на «зелёные» технологии. Лидером стал Копенгаген – руководителям городов посоветовали учиться у этого региона.

Город привлекает инвестиции из других стран. Прямые иностранные инвестиции, полученные с 2010 по 2012 годы, помогли создать 200 рабочих мест в секторе чистых технологий.

С 2004 по 2009 год оборот в секторе чистых технологий в городе увеличился на 77%, при этом рост в секторе обслуживания составил только 30%, а в производстве – 12%. Треть фирм, работающих в этой сфере, в 2010-2011 году значительно увеличили объёмы экспорта.

Среди уже внедрённых технологий – Smart Lighting, «умное освещение». В течение трёх лет 18 800 ламп уличного освещения были заменены на светодиодные, внедрена платформа, позволяющая регулировать уровень освещения в зависимости от областей, трафика и различных нужд города. Это позволило сэкономить 55% электроэнергии и снизить объёмы выбросов углекислого газа на 3 200 тонн в год относительно 2010-го года, а также повысить безопасность на дорогах. Проект выиграл приз «Sustainable Infrastructure Grand Prize – 2018 Green Solutions Awards».
За создание и внедрение новых идей отвечает «зелёный» технологический кластер CLEAN. Он объединяет изобретателей, стартаперов, представителей научного сообщества и бизнеса, а также чиновников, муниципальные власти городов и регионов. В нём есть как проекты, развивающиеся только в городе или в стране, так и международные. Среди крупных проектов – City Solutions Platform, платформа, предназначенная для выстраивания государственно-частного партнёрства с целью ускорить создание инновационных решений в сфере «умного города». Пилотными городами для реализации проекта стали Мельбурн, Сидней, Сиэтл и Рио-де-Жанейро.
«Интернет вещей» в «умном» городе

Благодаря платформе Copenhagen Connecting, в основе которой – технологии «интернета вещей», стало возможным решать множество задач:

► Отслеживать в зданиях потребление воды, уровень шума, следить за состоянием канализации.

► Собирать информацию об энергопотреблении и оптимизировать
его в реальном времени.

► Отслеживать паттерны передвижения людей на улицах, чтобы
использовать эти данные для городского планирования,
безопасности и оптимизации ресурсов.

► Регулировать трафик на дорогах с целью снизить объём эмиссии CO2.

► Сообщать о свободных парковочных местах владельцам автомобилей в реальном времени.

► В любой момент знать о заполненности мусорных баков.

► И, конечно, предлагать туристам бесплатный Wi-Fi.
Обмен данными между организациями

В 2017 году, когда множество инициатив «умного города» уже были запущены и успешно функционировали в Копенгагене, мэр объявил о запуске «Городской базы обмена данными», или City Data Exchange. В создании платформы участвовала компания Hitachi, кластер CLEAN, власти Столичной области Дании и самого Копенгагена.

Платформа стала связующим звеном между множеством различных организаций и горожанами. Её цель – помочь инновационному развитию, вдохновить компании на создание новых услуг, стимулировать бизнес-активность, чтобы улучшить жизнь людей и сделать город углеродно-нейтральным к 2025 году.

Для бизнеса платформа, которая является по сути маркетплейсом, стала возможностью заработать деньги на получаемых в процессе операционной деятельности данных. В ином случае эти данные не приносили бы дохода и попросту занимали сервера. А с помощью платформы они продают обезличенные данные о собственных потребителях, давая возможность другим организациям создавать максимально полезные услуги.
«Умный» город не должен использовать все самые новые технологии, создавать сложнейшие решения, строить футуристические конструкции из металла и стекла. Вместо этого можно работать со старыми зданиями, использовать простые на первый взгляд и даже немного устаревшие технологии вроде RFID, пересаживать жителей не на электромобили, а на обычные велосипеды.

Главное – каждое новое решение и приложение, каждый новый датчик должен помогать городу двигаться к главной цели: стать максимально удобным для его обитателей.