Дайджест. Искусственный интеллект
Эксперты цифровой экономики назвали отрасли, где искусственный интеллект даст наибольший экономический эффект

Владимир Авербах, управляющий директор – начальник центра исследования данных для госорганов ПАО «Сбербанк», представил результаты исследования уровня зрелости различных отраслей экономики для внедрения ИИ. Он отметил такие отрасли как телекоммуникации, ритейл, банковская и нефтегазовая сферы как наиболее зрелые с точки зрения реализации конкретных кейсов в области AI. В то время как четырём направлениям – здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование – нужна разного рода поддержка для внедрения искусственного интеллекта, в частности, требуется нормативно-регуляторная база.
Новые направления инноваций в период коронавируса

Любой кризис – это время возможностей. В 2003 году во время эпидемии тяжёлого респираторного синдрома в Китае ввели режим самоизоляции, и в это же время Alibaba запустила сайт для обмена товарами между потребителями – так эпидемия дала импульс $500-миллиардной корпорации. Сейчас у стартапов есть несколько точек роста, где они смогут использовать роботов и системы на основе искусственного интеллекта. Это инновации для борьбы с пандемией: системы, отслеживающие соблюдение дистанции между работниками на складах и в магазинах, роботы телеприсутствия для общения между пациентами и их родными. С пользой проводить время во время карантина помогают онлайн-образование и устройства для выращивания зелени дома. К инновациям для жизни после коронавируса можно отнести телемедицину, которая стала легальной в Индии из-за пандемии. Четвёртое направление – это проекты, которые позволят переосмыслить наиболее пострадавшие отрасли. Например, некоторые компании, связанные с индустрией фитнеса, уже придумали, как полностью перевести свою работу онлайн.
Боремся с предвзятым отношением искусственного интеллекта

Предвзятость искусственного интеллекта может привести не только к PR-катастрофам, но и к человеческим жертвам. Существует три типа таких предвзятостей. Первый – алгоритмический, когда сбор и анализ данных отражает сознательные или бессознательные предубеждения разработчика. Они варьируются от предпочтения красного цвета синему до гендерных ролей и расовой дискриминации. В HR-алгоритме Amazon женщины получали меньше баллов, потому что исторически больше кандидатов были мужчинами. Второй тип – технический: когда данные для обучения ИИ не отражают всех возможных сценариев. В 2016 году в первом смертельном ДТП с беспилотноым Tesla автомобиль не смог увидеть белый грузовик на фоне ярко освещённого неба. Третий тип – другие неожиданно всплывающие проблемы. Динамик Amazon Echo ошибочно принимал множество разных слов за сигнал «Alexa» и потому отвечал и собирал информацию, о которой устройство не просили. Риски от подобных предвзятостей можно ограничить с помощью работы с действительно разнообразным набором данных, отражающим сочетание языков, рас, полов, местоположений, культур, хобби, которые мы видим каждый день. Также снизить вероятность ошибок помогут полевые испытания – тестировать такие системы обязательно должны люди. Важно сделать ИИ максимально инклюзивным.
5 важных подводных камней ИИ в маркетинге, о которых вы должны знать

При внедрении систем искусственного интеллекта в ваши маркетинговые активности важно помнить о нескольких факторах. Во-первых, единого решения на основе ИИ для вашего бизнеса ещё не существует. Вам придётся балансировать использование максимально подходящей системы с вашими существующими инструментами для маркетинга. Второй пункт – ИИ требует контроля. Пример бесконтрольного ИИ – самообучающийся чатбот Tay от Microsoft, который под влиянием троллей превратился в воинствующего неонациста в Twitter. Третий пункт вытекает из предыдущего: алгоритмы – буквальны. Они делают ровно то, что им задано, поэтому не принимают во внимание контекст и другие факты. В этом была ошибка Amazon при создании HR-алгоритма. Четвёртый подводный камень – недостаток креативности, необходимый в маркетинге. ИИ-системы помогут анализировать данные и информировать о лучших форматах для каждой платформы в социальных сетях, определить эффективные цвета, шрифты и ключевые слова. Но именно творческий подход остаётся на стороне человека. Пятый фактор, о котором стоит помнить: ИИ – это «китайская комната». Пока искусственный интеллект только помогает искать решения, но не даёт ответ, почему один вариант лучше другого.
Роль чат-ботов и голосовых роботов в трансформации бизнеса

Аналитики утверждают, что в ближайшие годы 40% организаций развернут виртуальных помощников, а 47% будут использовать чат-ботов для обслуживания клиентов. Голосовые роботы и чат-боты должны давать клиентам опыт, похожий на диалог с людьми. Каким образом эти технологии помогают бизнесу? Они собирают информацию от клиентов, что позволяет улучшать продукты. В колонки вроде Alexa от Amazon и в системы умного дома как Nest от Google можно интегрировать новые услуги. Колл-центры с помощью технологий обработки естественного языка (NLP) становятся полностью автоматическими – они круглосуточно работают, и никто в таком колл-центре не может заболеть. С помощью голосовых роботов можно организовать виртуальную IT-поддержку внутри компании – они будут решать такие базовые вопросы, как проблема с подключением к интернету или смена паролей в системах.
Госдума одобрила для Москвы особый правовой режим для развития искусственного интеллекта

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон, который введет в Москве с 1 июля и на пять лет специальный правовой режим для развития технологий искусственного интеллекта. Закон даст мэрии право определять условия, требования и порядок создания, внедрения и реализации отдельных технологий искусственного интеллекта, случаев и порядка использования результатов применения искусственного интеллекта, порядка и условий обработки участниками эксперимента обезличенных персональных данных. Участником экспериментального правового режима может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, внесенные в реестр участников экспериментального режима по заявке – для этого гражданин или ИП должны быть зарегистрированы в Москве, работать в сфере искусственного интеллекта, не иметь непогашенной судимости за преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие и экономические преступления.
ИИ-стартап Yellow Messenger привлёк $20 млн в раунде B

Разработчики Yellow Messenger добавили ещё $20 млн к $4 млн инвестиций, привлечённых в прошлом году. Стартап предлагает бизнесам чат-бот на основе ИИ для вовлечения клиентов, который на данный момент умеет общаться на 120 языках – включая кантонский, хинди и тайский. Инвестиции пойдут в том числе на улучшение мультиязычных голосовых возможностей ключевого продукта. Кроме того, основатели планируют запустить маркетплейс виртуальных ассистентов, чтобы позволить другим разработчикам создавать, запускать и продавать собственные чат-боты клиентам Yellow Messenger. Facebook Messenger уже стал партнёром компании, и с его помощью стартап помогает правительству Индии оповещать граждан о развитии ситуации с Covid-19.
«Робот-адвокат» помогает лишившимся работы из-за коронавируса американцам получать поддержку от государства

Из-за пандемии люди, которые хотят получить финансовую поддержку, обрушили сайты и телефонные линии соответствующих органов. На помощь пришёл «робот-адвокат», который с 2015 года предоставляет услуги, связанные с заполнением различных документов и решением юридических вопросов. Всего за два часа с момента запуска новой услуги от DoNotPay ей воспользовались 5000 американцев. После того, как клиент вбивает свои данные – от номера карты социального страхования до причины потери работы, робот сам заполняет и отправляет заявки на получение поддержки и ждёт ответа оператора на линии. Доступ к платформе обходится в $3 в месяц, а услуга работает во всех 50 штатах.
Искусственный интеллект улучшит качественные показатели электростанций

Сотрудник Пермского национального исследовательского политехнического университета Григорий Килин работает над созданием нейросети, которая в будущем, как предполагает инженер, займётся эффективным управлением электростанций, в частности газотурбинных. Целью работы является производство качественной электроэнергии, организация надёжного комплекса электроснабжения, экономия затрачиваемых средств и экологическая безопасность электростанций. Сейчас команда занимается созданием, обучением и тестированием нейромоделей. Наблюдение за деятельностью нейросетей уже приносит результаты: учёные думают над возможностью интеграции разнообразных методик для каждого конкретного случая или ситуации, возникающей во время работы электростанций.
Microsoft станет партнером НБА

Microsoft будет использовать искусственный интеллект во время трансляций матчей в интернете и выступит «Официальным партнером по искусственному интеллекту» для НБА, WNBA, Лиги развития и федерации баскетбола США. Во время прямых трансляций появятся персонализированные статистические вкладки в режиме реального времени. Показ будет осуществляться через Microsoft Azure. Среди инноваций также планируется показ исторического видео и введение системы вознаграждений для зрителей, которые взаимодействуют с системой в сети.