Дайджест цифровой трансформации

Специальный выпуск

Экономика страха: как коронавирус изменит бизнес и потребителей

Остановка производства в КНР снизит экономическую активность в мире – сегодня доля Китая в мировой обрабатывающей промышленности составляет около 25% против 11% в 2003 году, когда свирепствовала атипичная пневмония. Страх перед коронавирусом понизил спрос на определенные услуги – в Китае люди перестали ходить в торговые центры и кинотеатры. Во всём мире упал спрос на путешествия. В то же время набирают обороты онлайн-торговля и сетевые компьютерные игры. Автор статьи выделяет три очевидных долгосрочных вывода: у глобальных цепочек поставок обнаружилось слабое место; людям может понравиться работать удалённо – а компании обнаружат, что сотрудники отлично справляются с работой из дома; продолжится рост онлайн-покупок.
Сбербанк отреагировал на коронавирус

Сбербанк одним из первых в стране выступил с социально значимой инициативой в области борьбы с пандемией. Ряд специальных акций и сервисов нацелены на то, чтобы помочь жителям России сберечь здоровье, время и деньги. Консалтинговая компания Strategy Partners предлагает компаниям, бизнес которых оказался под угрозой в связи с распространением коронавируса, новый продукт — «Стратегическая сессия COVID-19», задача которой — быстро проанализировать устойчивость бизнес-модели компании, рассчитать риски и выработать компенсационные меры для сохранения стабильности бизнеса. Подготовка материалов занимает одну-две недели, сессия проводится в онлайн-формате.
Европейские компании переоборудуют производство для борьбы с коронавирусом (En)

Компании по всей Европе, включая Zara, Nivea и Dyson, переоборудуют производства для выпуска продукции, необходимой в борьбе с коронавирусом – и для некоторых предприятий это может быть единственным способом остаться на плаву. Givenchy и Christian Dior начинают выпускать санитайзеры, как и алкогольные гиганты вроде Absolut Vodka и Brewdog. Испанский ретейлер Zara делает маски и больничные халаты. Nivea начала производство дезинфицирующих средств медицинского назначения, предложив доставить 500 тонн в больницы и общественным службам. Около 60 компаний получили данные, необходимые для производства аппаратов искусственной вентиляции лёгких, среди них – Airbus, Rolls-Royce и ряд автопроизводителей.
Время курьеров: как меняется рынок труда в России во время пандемии

Многие россияне оказались в самоизоляции и карантине. Всё более популярными из-за этого становятся профессии курьеров и продавцов. Курьеров не хватает, а те, кто уже ими работает, стали больше получать – и доставка обходится дороже, чем раньше, отмечает глава Superjob. Магазины используют все возможные способы для их поиска: «Перекрёсток» размещает объявления прямо в Facebook. В Ozon рассказали, что всё большим спросом пользуется «бесконтактная доставка». Службы доставки пытаются привлечь больше партнёров – в Delivery.Club снизили комиссию для новых ресторанов и предложили им маркетинговую поддержку.
Costa Coffee перестаёт принимать наличные из-за подрыва бизнес-модели коронавирусом (En)

Сеть из 2500 кофеен Costa Coffee в Великобритании стала одним из последних ретейлеров в стране, отказавшихся принимать наличные. Кроме того, что платежи теперь принимаются только по банковским картам, кофе можно купить только на вынос. Часть стульев из заведений убрали, чтобы соответствовать рекомендациям властей по социальному дистанцированию. Газеты также пришлось спрятать: «мы не можем обработать их перед каждым клиентом».
Как России избежать катастрофы в экономике из-за коронавируса

Заводы в Европе временно закрывают General Motors, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen, Hyundai, Honda и Toyota. При этом Volkswagen — крупнейший промышленный работодатель в Европе с 475 000 сотрудников. Снижается спрос – продажи автомобилей в Китае снизились в пять раз, произошёл разрыв цепочки поставок из-за того, что страны уходят на карантин в разное время. Для предприятия пандемия открывает новые бизнес-ниши – GM и другие автопроизводители в срочном порядке могут начать выпускать аппараты для искусственной вентиляции лёгких, как когда-то во время Второй мировой войны выпускали самолёты, танки, армейские грузовики и автоматы. В сложившейся ситуации экономисты предлагают помогать не только крупному бизнесу, но и делать выплаты всему населению, которое остаётся дома. Малому бизнесу нужны «налоговые каникулы», а заёмщикам – «кредитные».
Китайская кинокомпания сменила бизнес-модель из-за коронавируса (En)

Во время Китайского Нового года кинотеатры в стране полны людей. И именно в этот период кинокомпания Huanxi Media рассчитывала выпустить на экраны фильм «Затерянные в России». План испортил коронавирус – большинство кинотеатров пусты, а 70 000 вообще закрылись. Таким образом, студия потеряла бы миллионы, если бы не нашла себе необычного на первый взгляд партнёра – ByteDance, разработчика TikTok и ряда других китайских приложений. В течение суток компании заключили сделку, по которой двухчасовой фильм разместили на платформах, рассчитанных на короткие ролики в несколько секунд. Студия получила $91 млн и процент от рекламы, а ByteDance – возможность показывать и другие фильмы Huanxi Media. Всего за два дня фильм просмотрели 600 млн раз – люди с радостью восприняли возможность увидеть новинку во время карантина.
Социальное дистанцирование даёт импульс этой бизнес-модели (En)

Американцев попросили оставаться дома, реже посещать рестораны и пользоваться только доставкой, чтобы остановить распространение коронавируса. В этой ситуации одна бизнес-модель позволяет людям открывать (или вспоминать) все радости домашней готовки – это доставка наборов продуктов с рецептами. Ряд американских сервисов сейчас испытывает огромный приток клиентов. Это отразилось на рынке ценных бумаг – например, ещё 13 марта акции Blue Apron стоили $2,28, а затем выросли до $12,26. Но есть и негативная сторона: сервис оказался не готов к таким нагрузкам, и на следующей неделе ему придётся сократить порции в наборах, а в некоторых случаях – даже отказаться от ингредиентов.
Пиццерии адаптируются к беспокойству людей о коронавирусе (En)

Пока одни компании закрываются, другие продолжают работать, обеспечивая жителей городов в том числе едой. «Мы делаем всё возможное, чтобы давать нашим людям возможность работать», – заявляет менеджер Star Pizza в Хьюстоне. Чтобы обеспечить безопасность как сотрудников, так и клиентов, пиццерия готовит только на вынос или для доставки. Новые требования предъявляются к доставщикам: клиенты ожидают, что заказ будет оставлен под дверью, после чего сотрудник пиццерии нажмёт на звонок и удалится.
«Давайте уже после коронавируса»: как бренды используют хайп вокруг пандемии

Российский бизнес пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Основатель бренда Kirill Karavaev на «коронавирусных» позициях (например, футболках с надписью «Пожалуйста, не кашляйте на меня») за полтора месяца выручил 3 млн рублей. «В условиях небольшой жизни новостных трендов нужно выстреливать буквально через несколько минут», — считает предприниматель. Петербургский бренд «Готово», работающий по модели dark kitchen, запустил бесконтактную доставку и закупил дополнительные маски, шапочки, перчатки и халаты для поваров и курьеров, а также термометры и UV-лампы на производство и в офисы. Обязательную бесконтактную доставку ввели «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка». Сервис для управления бизнесом «1С-Битрикс» сделал бесплатный тариф для компании любого размера – это должно помочь бизнесу перевести сотрудников на удалённый режим.