Как компании развивают компетенции сотрудников
Мало вырастить будущих сотрудников или привлечь их извне – в эпоху Четвёртой промышленной революции важно, чтобы в вашей команде были все нужные именно вашей компании компетенции. Люди должны разбираться в технологиях и уметь их использовать для повышения эффективности своей работы.
6 декабря Президент Strategy Partners Александр Идрисов принял участие в пленарной дискуссии «Эффективное производство 4.0», где обсуждались основные ограничения, с которыми сталкивается бизнес в процессе цифровой трансформации на базе результатов исследования компании Strategy Partners: «Индекс готовности компаний к цифровой трансформации». Одним из ключевых ограничений сейчас является нехватка так называемых digital native сотрудников, способных эффективно работать и развиваться в эпоху цифровых технологий.
Своим подходом в области развития кадров поделилась Жанара Аманжолова, вице-президент «АК Алтыналмас». Она рассказала, что компания прежде всего имеет собственный центр компетенций. По её словам, в Казахстане с нехваткой специалистов проблема серьёзнее, чем в России, поэтому приходится обращаться и привлекать поставщиков и консультантов.

«У нас создана в компании большая линия по обмену опытом. Мы формируем различные группы специалистов, начиная от рабочего персонала до топ-менеджеров, разносоставные группы, которые выезжают в Австралию, ЮАР, США, Канаду, Европу. И мы изучаем технологии, смотрим передовые производства в нашей отрасли. Мы смотрим на концепцию или идею и стараемся ее развить, и в лучшем виде ее реализовать в своей компании», – рассказала Жанара.
Сергей Калашников, заместитель руководителя управления производственных решений корпорации «Галактика» считает точечные инвестиции в систему высшего образования одним из самых эффективных методов решения данной проблемы. «Например, если мы говорим про отрасль IT, нас интересует, чтобы конкретно в нашу компанию приходили хорошие системные аналитики, хорошие бизнес-аналитики, мы инвестируем в соответствующие программы и институты. Например, у нас есть опыт работы с Московским Институтом стали и сплавов и достаточно прогнозируемый, постоянный поток, постоянная подпитка кадров нашей компании», - отметил в своем выступлении Сергей Калашников.
Виталий Черепанов, заместитель технического директора по информационным технологиям в УГМК отметил, что помимо созданного специального технического университета, компания начала свою работу с детей школьного возраста. Виталий рассказал: «У нас компьютерная школа, которую поддерживаем и делаем ее дистанционно. Есть программы, которые называются программами инженериады и инженерных детских лагерей, для вовлечения детей в инженерную деятельность, начиная с первых дней их активного проявления интереса к науке».
Заместитель директора по информационным технологиям СУЭК Дмитрий Сиземов в свою очередь отметил, что в России очень неплохо обстоят дела и с людьми, и с подрядчиками в плане цифровизации. Компания долгое время уже занимается технологиями, которые относятся к цифровой трансформации. В большей степени это касается промышленной безопасности, прозрачности процессов, но в то же время сейчас основным фокусом стало повышение операционной эффективности. «Оформленное направление на тему цифровой трансформации у нас уже порядка 10 лет. У нас всегда был круг доступных нам поставщиков решений, были партнеры. Новейшие решения, которые мы сейчас продвигаем, внедряем, всегда предлагают люди: «Мы видим идею, можно сделать вот так. Как вы считаете, это применимо?». Мы отвечаем: «Вот так не применимо, а вот такая задача у нас есть». Мы находим консенсус и запускаем пилотные проекты», – рассказал Дмитрий Сиземов. Он отметил важность экосистемы, в которую входят и компании, и специалисты.
«Газпром» для повышения компетенций обучает сотрудников при партнёрстве с Energy Delta Institute. По итогам 2018 года институт реализовал международные образовательные программы по таким темам, как: «Новые реалии в энергетике», «Инновации и переход к устойчивому энергоснабжению», «Газовый бизнес и международное сотрудничество», «Европейский энергетический рынок». «Обучение по программам EDI позволяет сотрудникам Группы «Газпром» получать теоретические и практические знания по ключевым направлениям международной деятельности в энергетическом секторе, развивает необходимые для успешной реализации международных проектов компании профессиональные компетенции», — сказал Сергей Хомяков, заместитель председателя правления ПАО «Газпром».

Объединённая авиастроительная компания с целью встать в один ряд с ведущими производителями авиатехники в мире проводит корпоративную трансформацию. «Внутри производственного блока ОАК выделяются центры компетенции и центры специализации. При этом часть низких переделов будет выведена за контур компании там, где это оправдано. «Именно такой мы видим целевую индустриальную модель холдинга», – рассказал в интервью Интерфаксу Анатолий Сердюков, индустриальный директор авиационного кластера Ростеха.