Десятилетняя война бизнес-моделей:
Blockbuster против Netflix
Двадцать лет назад лидером на американском рынке видеопроката была компания Blockbuster. На пике своего могущества она владела 9 000 магазинами, из которых около половины приходилось на США, в ней работали 58 000 человек по всему миру.
Во времена, когда VCR-кассета с фильмом стоила $100 долларов, её аренда имела смысл – и видеопрокаты зарабатывали свои деньги, как только отбивали эту сумму, и люди получали возможность смотреть фильмы. Важно было настроить эффективную логистику и понять своих клиентов – и это отлично удавалось Blockbuster.
Эра интернета вывела на арену нового игрока: Netflix. Клиенты начали подписываться на услуги стартапа, выбирать фильмы онлайн и получать DVD по почте. Позже, в 2007 году, Netflix запустил стриминговый сервис – то, что в будущем должно было заменить продажу и аренду фильмов на физических носителях. До конца противоборства в то время оставалось всего три года.
В Blockbuster понимали, что технологии меняются, но не придали этому нужного значения. Вместо этого компания В 2000-х решила повысить выручку, добавив конфеты и игрушки в магазины. Пока Netflix отправляла фильмы по подписке, в Blockbuster сталкивались с просроченными платежами. И у гиганта был шанс купить ещё неоперившийся Netflix в 2000 году всего за $50 млн долларов, но CEO Blockbuster Джон Антиоко не стал рассматривать это предложение всерьёз.
В 2010 году Blockbuster покинула Нью-Йоркскую биржу – акции компании упали до 18 центов. В то же время акции Netflix стоили тогда 107 долларов. Десятилетняя битва подошла к концу. Ошибкой Blockbuster было неправильное видение будущего, связанного с развитием цифровых технологий, и потеря связи с клиентами, которые переметнулись не более удобные платформу. Компанию признали банкротом.
Партнёр Strategy Partners Денис Собе-Панек комментирует:
«Противопоставление Blockbuster и Netflix приводит к достаточно очевидным выводам. Однако сегодняшние реалии заставляют нас задуматься о следующем шаге: Netflix, обогнавший в 2018 году по капитализации гиганта Disney, в 2019 году сдал позиции. Конкуренция за внимание потребителя – однозначно одна из самых сложных и дорогостоящих баталий ближайшего времени. Apple запустил Apple TV+, Disney – Disney+, крупнейшие российские экосистемы покупают OTT-платформы и инвестируют в контент колоссальные средства (хотя бюджет на оригинальный контент того же Netflix превышает весь бюджет российского производства видеоконтента). Кто выйдет победителем из этой схватки, предсказать трудно. Но уже сегодня можно сказать, что угроза Netflix исходит в первую очередь от «ассиметричных» конкурентов – Amazon, Apple и других, а в этой борьбе у нашего героя шансов гораздо меньше».