Дайджест цифровой трансформации
Пять распространённых ошибок в цифровой трансформации цепочки поставок

Часто компании воспринимают цифровизацию как конечную точку. Но на самом деле важно не просто оцифровать процесс, а сделать его устойчивым и приносящим прибыль компании. В этом плане показателен позитивный опыт Domino's Pizza: компания сделала платформу, позволяющую клиенту разместить заказ в приложении и следить за его выполнением в игровой форме. Бэкендом для проекта стали инвестиции в разработку высокоэффективной цепочки поставок, а результатом – рост акций с $3 в 2008 году до $249 в 2019. Среди других частых ошибок – автоматизация существующих процессов вместо их преобразования, цифровизация лишь с целью создания дашбордов без понимания, что делать со всей полученной информацией, использование помощи внешних организаций вместо развития внутренних компетенций.
В ЕАЭС создана система цифровизации реального сектора

Министр экономической комиссии Александр Субботин уверен, что цифровая трансформация становится главным ускорителем и движущей силой технологического развития для экономики этого масштабного региона. Он уточнил, что в Беларуси уже налажен выпуск оптических лазерных систем, а в России создан ряд опытно-промышленных производств по созданию оборудования для 3D-печати: «Используя преимущества производственной кооперации, а также передовой опыт ведущих мировых производителей – США и Китая – мы сможем завоевать свою долю в общемировом объеме аддитивного производства». Также Субботин добавил, что созданный два года назад в ЕЭК пилотный интернет-ресурс – электронная торговая площадка – уже продемонстрировал успешные результаты: средний объем торгов в месяц составляет около $1,5 млрд. К системе уже подключается и зарубежный бизнес, в частности предприниматели из Сингапура.
Авиаотрасли необходим комплексный подход к цифровой трансформации

Доктор Йоханнес Буссман, председатель правления Lufthansa Technik, считает, что важно добавлять технологии не как щепотку соли, а трансформировать весь процесс. Цифровизация должна быть не только на уровне продуктов и сервисов, она должна быть и в цехах — речь о роботах и инструментах, которые взаимодействуют друг с другом и рабочими. Кирилл Богданов, заместитель генерального директора по IT «Аэрофлот — российские авиалинии», выделяет несколько трендов в подходе к цифровой трансформации: перевод сервисов онлайн, повышение уровня автоматизации процессов, улучшение качества услуг в авиагавани и на борту, использование инновационных технологий, таких как big data и интернет вещей.
Двойник из будущего

В Татарстане внедряют цифровые технологии, повышающие эффективность производства. С октября все расчётные операции на рынке металлолома в регионе проводятся через платформу «Центра управления закупками». «Татнефть» к 2016 году подвела новые информационные платформы под все бизнес-блоки – нефтегазодобычу, нефтепереработку, нефтехимию, энергетику и нефтяной сервис. В шинном комплексе специалисты разрабатывают цифровые двойники автопокрышек, чтобы прогнозировать их поведение на дороге, снижать количество ошибок при проектировании и сокращать расходы на стендовые и дорожные испытания. В «Нижнекамскнефтехиме» начали внедрять искусственный интеллект на базе нейронной сети. «Камаз» запустил проект беспилотного автомобиля. Но остаётся вопрос с нехваткой кадров для цифровой трансформации промышленности региона.
Цифровая трансформация Казахстана принесла полмиллиарда долларов США

В 2018 году в Казахстане доля организаций, использующих компьютеры, увеличилась с 70,7% до 77,7%. Тем временем доля организаций, имеющих доступ к Интернету, выросла с 67,7% в 2017 году до 75,1% в 2018-м, а доля организаций, имеющих интернет-ресурсы, – с 21,7% до 22,3%. По данным пресс-службы Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, общий экономический эффект от цифровизации в Казахстане составил $578 млн.
«Нужно быть готовым к вызовам, иначе вылетим из бизнеса»

Новая стратегия ПАО «Россети» предполагает полное преобразование энергетической инфраструктуры в течение десяти лет через переход на цифровые технологии. Замдиректора компании отмечает, что цифровизация – это требование потребителя, желающего управлять системой, понимать, как она работает, получать ту услугу, которая ему интересна, нужна и полезна. Частные потребители получат возможность управлять электроснабжением, тарифным меню – и в любой момент смогут стать просьюмерами, то есть производить и потреблять электроэнергию одновременно. А у промышленных потребителей цифровизация связана с точкой входа — это качественное надежное потребление, в нужном объеме и в нужный момент. «C другой стороны, наши услуги предприятиям связаны и с IoT: поможем сбором данных и, главное, их анализом», – добавляет Константин Михайлик.
Электронные трудовые вынесут на референдум

Комитет Госдумы по труду и соцполитике рекомендовал принять во втором чтении законопроект об электронных трудовых книжках — с существенными дополнениями. Вместо автоматического перевода на электронный кадровый учет работников, в срок до 1 января 2021 года не выразивших желание сохранить бумажную трудовую книжку, трудящихся решено обязать определяться по этому вопросу письменно. Работодатели должны будут официально уведомить об этом сотрудников после 1 июля 2020 года. Законопроект был подготовлен рабочей группой АНО «Цифровая экономика» и изначально предполагал полный переход на электронные книжки с 2020 года с сохранением возможности ведения бумажных по желанию работника.