Дайджест. Искусственный интеллект
Ли Кайфу — РБК: «Искусственный интеллект — это новое электричество»

Технологии превратят Китай и США в сверхдержавы, а Европа останется на обочине. В отличие от американских техногигантов китайские компании не станут вытеснять российские, а наладят с ними партнерство. Эти и другие прогнозы дал экс-президент Google China ли Кайфу, венчурный капиталист и основатель фонда Sinovation Ventures объёмом $2,17 млрд, инвестирующего в стартапы в области искусственного интеллекта (ИИ). В его портфеле около 70 стартапов, оценочная стоимость каждого превышает $100 млн. В 2013-м журнал Time включил Ли Кайфу в число 100 самых влиятельных людей мира.
Может ли ИИ «думать»?

Научная фантастика и наука не могут прийти к соглашению, что же считать искусственным интеллектом. Пока в фильмах и книгах ИИ
изображается как «думающие» машины, бизнес использует эти технологии для более приземлённых задач – автоматического
заполнения форм или управления автомобилем. При взаимодействии с ИИ в этом случае мы воспринимаем его скорее как вендинговый аппарат, нежели как личность. Почему? Потому что очеловечивание приведёт к немедленному разочарованию.
ИИ снижает травматизм

«Северсталь» запустила систему машинного зрения, которая позволят снизить риск травмы и несчастного случая, на металлургическом комбинате. Решение было принято после того, как при укладке металлопрокат попал человеку по руке. К счастью, обошлось без серьезных последствий, но неприятного случая
можно было бы и вовсе избежать, не находись работник в опасной зоне работы укладчика. Теперь при нахождении человека в опасной зоне механизм отключается, а случаи фиксируются, и потом их можно отследить. Первые результаты проекта уже есть: зная о видеокамерах, работники стали дисциплинированнее и внимательнее.
«Галэкс» представил голосового робота-консультанта для МФЦ Новосибирска

Инновационный робот-консультант Николай принимает звонки новосибирцев по поводу работы многофункциональных центров с начала 2019 года. Робот отвечает на звонки в колл-центре МФЦ, дает консультации по вопросам оказания госуслуг и предоставляет справочную информацию по часто задаваемым вопросам. В результате снижается нагрузка на контакт-центр: до него доходит только 20-50% звонков вместо 80-90% при использовании обычного IVR. Ключевая особенность этого робота состоит в том, что он способен обрабатывать запросы в формате свободного диалога в естественной форме. Система работает на основе обучаемой нейронной сети.
Искусственный интеллект обучили предсказывать масштаб пожаров

Американские разработчики CrowdAI тренировали модель, вдохновением для которой послужили системы искусственного интеллекта для анализа медицинских изображений, на тысячах различных стопкадров из видеозаписей лесных пожаров. Система способна определить границы пожара на инфракрасных снимках горящего леса. Таким образом планируется ускорить передачу информации службам спасения и увеличить точность, с которой будет определена зона пожара, до 94%.
Проблема с ИИ: когда жёсткие навыки автоматизируют и будут нужны гибкие навыки, у будущего поколения начнутся проблемы

Машина в компании помогает добывать информацию, строить рабочие планы и управлять бюджетом, а у людей больше развиты гибкие навыки: они понимают проблемы сотрудников, тренируют новичков, создают корпоративную культуру. При этом люди уже работают вместе с ИИ. Чем же грозит автоматизация, при которой ИИ заберёт множество задач? Людям останутся самые сложные, креативные проекты. Это может привести к увеличению случаев выгорания. Есть и другая проблема: технологии делают людей более антисоциальными, что в итоге приводит к снижению уровня гибких навыков – таким образом, люди теряют конкурентное преимущество.
Рентгеновские снимки будет расшифровывать искусственный интеллект

В России научились расшифровывать рентгеновские снимки с помощью искусственного интеллекта. Новая программа анализирует итоги исследования и определяет, чем болен человек. С помощью нее уже диагностируют рак легких, молочной железы, туберкулез, болезни глаз и крови. Основной целью программы является первичная фильтрация снимков, которая поделит все результаты на три группы: здоровые люди, люди с неострой фазой болезни и тяжелые больные.
ИИ расшифровал древние тексты лучше историков

Предложения, в которых непонятны одно-два слова, легко восстановить. Например, Если долго _ на Солнце, то _ обгорит. Но что вы будете делать, если предложение выглядит так: ___ _____ ___ _______ _______? Исследователи заявили, что в деле воссоздания текстов программа ИИ под названием Пифия превзошла историков. В то время как люди восстанавливали текст с вероятной точностью 43%, тратя на это два часа, Пифия всего за несколько секунд проделывала ту же работу, но с вероятной точностью восстановленного текста 70%.
Искусственный интеллект помогает парализованным людям писать от руки при помощи мысли

Вследствие ряда заболеваний у людей возникает паралич, они лишаются способности общаться с докторами и родственниками, поэтому невозможно обойтись без дорогостоящего оборудования. В мире есть технологии, способные читать мысли и превращать их в текст со скоростью до восьми слов в минуту, но учёным из Иллинойса удалось улучшить этот показатель с помощью ИИ. Пациент с вживленными в мозг электродами представлял, как бы он двигал рукой, если бы писал определенные буквы алфавита. ИИ запоминал активность, которую выдавал мозг. В конечном итоге компьютер смог поочерёдно выдавать на экране символы, которые мысленно прорисовывал пациент. Пусть и с ошибками, скорость достигла 66 символов в минуту, в то время как обычная скорость письма человека составляет около 120 знаков в минуту.
Доктор ИИ: как искусственный интеллект улучшит здравоохранение

В некоторых областях уже сегодня ИИ обнаруживает заболевание лучше живого врача. Но это не единственный способ для ИИ повлиять на здравоохранение. Анализ опубликованных исследований, связанных с использованием искусственного интеллекта в медицине, выявил ряд других возможностей: мониторинг выписанных рецептов; поиск пациентов, которым необходим повторный приём у врача; снижение количества пациентов, которые пропускают приём, занимая тем самым время; получение информации о пациенте; работа с поставками – например, обнаружение отсутствия краски в принтере, перчаток и других расходных материалов.