Цифровизация в строительстве – модный тренд или источник конкурентного преимущества?
Елена Киселёва, партнёр Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура», 21 октября выступила на конференции Сбербанка по девелопменту жилой недвижимости «Время изменений» с докладом о цифровизации в строительстве. Елена рассказала о том, есть ли актуальная необходимость российским компаниям заниматься цифровизацией и как достичь заметных результатов в этой области.
В начале года Strategy Partners провела исследование среди российских девелоперских и строительных компаний с целью выяснить, является ли цифровая трансформация стратегическим приоритетом компании респондента. Около 50% компаний отметили, что цифровая трансформация является для них приоритетной, ещё 40% – значимой областью. Но при этом на вопрос о том, удалось ли уже достичь ощутимого эффекта – например, получить 10% к прибыли проекта от внедрения цифровых решений – менее 5% ответили положительно.

Девелоперский рынок – непростой для бизнеса. Спрос на большинстве рынков стагнирует, растут затраты, есть сложности с подрядчиками, меняется регулирование. Все эти факторы усиливают конкуренцию за кошелек потребителя и «давят» на прибыль девелопера. Поэтому если несколько лет назад стратегические ошибки и неэффективные процессы стоили застройщику части прибыли, сегодня они могут стоить бизнеса.
Strategy Partners выделяет следующие ключевые факторы «выживания» застройщиков в сложных рыночных условиях:

1) Привлекательный для целевой аудитории продукт

2) Эффективные процессы, которые позволяют выполнять проект в срок и заработать планируемую прибыль (в первую очередь, процессы разработки продукта, проектирование, инвестиционное планирование, управление проектом)

3) Лучшая организация маркетинга и продаж, обеспечивающие более высокую скорость продаж, возможность получения премии, более низкие затраты на продвижение

4) Новые бизнес-модели в растущих сегментах, позволяющие снизить риски волатильности основного бизнеса
Что сегодня нам обещают цифровые технологии?

Если проанализировать существующие решения, то они потенциально могут существенно усилить позицию компании по каждому из вышеперечисленных факторов. Например, для формирования оптимальной концепции проекта и адаптации его к потребностям целевой аудитории можно использовать большие данные. BIM-технологии позволяют сократить затраты на проектирование и ускорить сроки реализации проекта. Основной тренд среди зарубежных компаний – управление стройкой в режиме реального времени на базе облачных решений для коллаборации, позволяющий более эффективно контролировать все операции и тем самым снижать количество ненужных ошибок и затрат. Существуют цифровые инструменты для эффективной работы с недвижимостью и на этапе эксплуатации. При этом по каждому направлению на рынке можно найти различные решения и поставщиков.
Рис.1. Иллюстративная карта поставщиков цифровых решений для строительной индустрии
Есть ли реальные результаты или обещания вендоров пока только реклама? Если обобщить существующие кейсы в мировой практике, то в первую очередь заметен эффект, связанный с повышением операционной эффективности. Так, использование цифровых технологий позволяет снизить затраты на оплату труда, лучше управлять закупками и строительным оборудованием, повысить скорость реализации проектов, сократить количество ошибок.

Использование больших данных и инструментов цифрового маркетинга также показывает высокую эффективность в части формирования кастомизированных предложений, улучшения воронки продаж и повышения узнаваемости бренда.

Цифровые технологии также помогают в создании новых бизнесов и источников доходов. Например, в зарубежной практике встречаются цифровые платформы по совместному использованию строительной техники. Одним из последних трендов является вложения строительных компаний в технологические стартапы, которые впоследствии делают новые технологии одним из источников дохода.
Рис.2 Основные эффекты от внедрения цифровых технологий в строительной индустрии
В российской практике, за исключением отдельных компаний, цифровизация пока не показала того эффекта, который можно наблюдать у зарубежных аналогов. Наиболее продвинутая область – цифровизация продукта и клиентских функций. При этом уровень цифровизации основного процесса и корпоративных функций достаточно низкий.
Что сдерживает цифровизацию?

► Недооценка ряда перспективных технологий

► Сопротивление менеджмента

► Обучение на своих ошибках и игнорирование лучшего опыта

► Потеря времени в поисках «лучшего» решения

► Слишком большой единовременный охват проекта по цифровизации

► Отсутствие мотивированной внутренней команды для проведения изменений и системы мониторинга
Обобщая существующую практику Strategy Partners выделили 7 рекомендаций, которые могут помочь девелоперским и строительным компаниям продвинуться в области цифровизации:

1) Цифровизация существует не сама по себе. Прежде чем определять приоритетные решения для вашей компании, вам надо понять, в чем преимущество именно вашей компании и особенности бизнес-модели. Если вы больше фокусируетесь на предложении уникального продукта – то вы должны направить усилия на цифровизацию процессов маркетинга, продаж и разработки продукта. Если вы глубоко интегрированный девелопер – безусловно, во главу угла должны быть поставлены процессы управления стройкой в режиме реального времени.

2) Сформируйте мотивацию сотрудников и обеспечьте поддержку цифровой трансформации на самом высоком уровне. Цифровизация – это глобальная стратегическая тема, её должны поддерживать ключевые руководители, а не только инициативные менеджеры среднего звена.

3) Проанализируйте существующие use-кейсы применения цифровых технологий в приоритетных для вас областях. Изучите реальный, а не рекламируемый поставщиками опыт работы технологии.

4) Определите количественные цели, которых вы хотите добиться от внедрения технологий с учётом реалистичного сценария. Двигаться по программе цифровизации проще, когда стоят реальные цели.

5) Не надо гнаться за большим масштабом. Опробовать технологию надо сначала на пилоте.

6) Не игнорируйте обратную связь от сотрудников относительно результативности и удобства технологии, которую вы пилотировали.

7) Изучите ошибки, скорректируйте цели и план внедрения. Только после этого приступайте к масштабированию.