Дмитрий Плотников, партнер Strategy Partners
Апгрейд для CEO: как нужно меняться первым лицам российских компаний
Список «умирающих» профессий — тех, где человека заменяет машина, а то и просто фрагмент программного движка — растет. Но можно ли автоматизировать процесс управления, менеджмент? Исполнительный директор в компании будущего — робот или все же человек?
Отвечу сразу, что исполнительный директор в компании будущего, конечно же, человек. Но это не значит, что всем CEO можно откинуться в кресле и расслабиться.

Конечно, существуют программы, которые генерируют идеи, иногда даже очень удачные. Но их возможности пока несравнимы с возможностями человеческого мозга, который способен на фантазию, а также умеет осмыслять мир с помощью ощущений и эмоций. Искусственный интеллект пока не способен на это. Как и на иррациональное мышление — то, что часто называется «творческой жилкой», которая так нужна управленцу.
Технологии наступают

Как следует из доклада WEF The Future of Jobs 2018, благодаря внедрению новых технологий уже к 2022 году рынок труда в мире заметно изменится: исчезнут 75 млн рабочих мест, уйдут в прошлое многие специальности. Одновременно предполагается, что приход новых технологий создаст 133 млн рабочих мест, а также инициирует появление новых специальностей и профессий.

При этом роботы начнут занимать все больше рабочего пространства. Если в 2018 году на их труд приходилось 29% всех рабочих часов, то к 2025 году эта цифра вырастет до 52%. Благодаря автоматизации и роботизации производительность труда к 2022 году в среднем вырастет на 30% (по сравнению с 2015 годом). Это огромный прогресс.

То, что цифровые технологии непрерывно развиваются и внедряются на разных рынках, вовсе не означает, что на них можно полностью положиться. Более того, без должного качества управления никакой бизнес не выстоит перед требованиями времени. СЕО придется работать в новых условиях, овладевать компетенциями, которые будут адекватны изменившимся потребностям рынка. И речь идет о навыках сразу из нескольких областей. Грамотный исполнительный директор, например, должен управлять цифровой трансформацией.

Это значит уметь использовать машинные данные, быть компетентным в области их анализа, понимать технологии цифровых закупок и по-прежнему, как в «доцифровую» эпоху, заниматься стратегическим планированием.
Новые требования к СЕО

Автоматизировать на 70% и более можно не больше четверти рабочих мест. Поэтому в бизнесе будет распространяться «стратегия дополнения». Она предполагает, что часть операций, которые выполняют люди, перекладываются на механизмы и алгоритмы.То есть руководителям придется балансировать работу роботов и людей, учитывать их трудовой вклад, распределять нагрузку. Также необходимо ценить как штатных сотрудников, так и удаленных, но видеть различия между ними. Аутбрейнинг все глубже проникает в рабочие процессы. Поэтому СЕО будущего очень важно уметь выстраивать работу с удаленным персоналом и проектными командами. А иногда — перенаправлять ее в автоматическое русло.

Главное здесь, безусловно, научиться быть гибким. Но важны и другие качества.

1. Хорошие навыки межличностного общения.

Исполнительный директор — не только стратег и аналитик. Он не может запереться в кабинете и просто отдавать указания, сверяясь с графиками и показателями. Современный CEO — профессионал межличностного общения. Понять, когда именно и с кем вступить в партнерство, заключить сделку, — этот навык очень важен для успешного развития компании. Он также помогает наладить взаимодействие с другими заинтересованными сторонами.

2. Многопрофильность.

Нужен достаточный уровень знаний в тех областях, в которых планируется развитие бизнеса, а также откуда необходимо запрашивать дополнительные инвестиции и т.п.

3. Технологическое развитие.

До 2022 года экономический ландшафт будут определять четыре основные технологии: высокоскоростной мобильный интернет, использование больших данных, искусственный интеллект и облачные технологии. То есть современный CEO не может быть ретроградом. Он должен уметь выполнять свою работу в новой — цифровой — среде закупок, даже если до этого компания много лет оперировала классическими инструментами продаж. Обязан знать, как получать максимум от современных систем и процессов, эффективно использовать инструменты на основе ИИ и других технологий. Уметь ориентироваться в потоке данных, постоянно повышать экспертизу в digital-инструментах, PR.

4. Умение быстро обучаться.

Всегда быть «в тренде», вовремя узнавать о появлении новых инструментов разработки, продажи и продвижения своего продукта. То есть успешно конкурировать с молодым поколением, которое сформировалось в эпоху непрерывно развивающихся информационных технологий.

5. Умение ценить время.

К сожалению или к счастью для современного CEO, время стало ресурсом. И руководитель бизнеса должен понимать и принимать это. Например, чтобы не делать необдуманных шагов, ведущих к ошибкам, на исправление которых потом придется тратить драгоценные рабочие часы. Лучше вовремя выбирать сбалансированную стратегию. Особенно важно это для развивающегося бизнеса, который хочет войти в круг успешно растущих компаний.

6. Умение использовать новые технологии в повседневной рутине.

Сейчас в сфере ретейла этот навык особенно заметен у владельцев компаний, которые занимаются интернет-маркетингом. Они изначально смотрят на рынок под другим углом, поэтому успешно обходят трудности, с которым сталкивается в России малый бизнес.

Мне кажется, их успех связан в первую очередь с открытостью всему новому. Сфера интернет-маркетинга сравнительно нова и еще не успела сформировать традиции, которые бы сдерживали ее развитие. Сотрудники такой компании всегда располагают актуальной информацией о бизнесе, активнее всего общаются с партнерами и клиентами в мессенджерах, чатах, соцсетях. Руководитель всегда на связи с ними.

Отрасли, интенсивно использующие высокие технологии, растут в 1,7 раза быстрее других. В сферах, связанных с обслуживанием клиентов, переход на взаимодействие через дистанционные каналы может сократить трудозатраты, например, финансовой организации, в восемь-девять раз.

7. Адаптивность.

Как показывают исследования, рабочие процессы всех передовых российских компаний активно цифровизируются. А значит, руководителям для поддержания конкурентоспособности (как на российском, так и на международном рынке) приходится идти в ногу со временем. Успешные CEO находят новые актуальные тренды, выходят на внешние рынки, формируют альянсы, адаптируют свою бизнес-модель, встраиваются в программы государственной поддержки.

Современному CEO не нужно забывать, что успешными становятся не те, кто оказались в уникальных обстоятельствах, а те, кто могут извлечь максимальную пользу из ситуации, в которой приходится действовать.