Bruce Posner, старший редактор MIT Sloan Management Review
Звенящий страх перед ИИ
Искусственный интеллект кажется потенциальным решением большого количества разных проблем. В 2017 году суперкомпьютер AlphaZero от DeepMind Technologies на основе искусственного интеллекта натренировал себя, чтобы стать лучшим игроком
в шахматы в мире. Этой цели он достиг менее, чем за 24 часа,
при этом не повторяя и комбинируя стратегии шахматистов высокого уровня, а изобретая и производя новые шаги, которые людям кажутся контр-интуитивными.

Но пока для ИИ находят всё больше применений в современной жизни, остаётся много белых пятен: как он повлияет на наше мышление и общение – и, что ещё более важно, какой эффект он окажет на цивилизацию?

В последней статье в Atlantic бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, бывший глава Google Эрик Шмидт и декан вычислительного колледжа Шварцмана Массачусетского технологического института, утверждают, что «новшества, которые [ИИ] привнесёт в человеческую жизнь, будут трансформационными», но не всегда в хорошем смысле.

Например, они отмечают, что исторически ядерное сдерживание было основано на «рациональности сторон» и «вероятности контратаки, сдерживающей нападение». Но новое оружие
и стратегии, разработанные с использованием ИИ, как они опасаются, могут перевернуть всё с ног на голову (как AlphaZero сделал для шахмат). У более умных и изощренных цифровых помощников и устройств есть как минусы, так и плюсы: например, меньше выбора для пользователей и меньше доступа к сложным идеям.

Несмотря на то, что три автора с разной долей оптимизма относятся к искусственному интеллекту, все они согласны с тем, что по мере распространения ИИ необходимы более чёткие системы для его контроля. Среди необходимых действий: «требование участия человека в распознавании образов в случаях, когда ставки высоки» – это касается, например, анализа результатов рентгеновских снимков; разработка симуляций для обучения ИИ для выявления этических проблем; «проверка» решений ИИ, которые касаются человеческих ценностей.
Перезагрузка супермаркетов

Супермаркетам сейчас важнее всего создавать бизнес-модели, которые обеспечат их способность конкурировать с гигантами вроде Amazon, и повысят нынешнюю крайне низкую маржу. Одна из самых агрессивных на сегодня попыток в этой области – кейс сети магазинов Kroger из города Цинцинатти, Огайо, США. В сеть входят 2700 супермаркетов в 35 штатах. В стремлении использовать новейшие технологии автоматизации складов и робототехники,
в прошлом году Kroger заключила эксклюзивное партнерство
с Ocado Group, британским ритейлером, у которого нет офлайн-магазинов – он доставляет заказы на дом непосредственно со своих автоматизированных складов. В ближайшие три года Крогер планирует построить 20 новых складов такого типа.

В свежей статье в Bloomberg Сара Халзак (Sarah Halzack) указывает
на то, что управлять интернет-магазином продуктов питания, где
в ассортименте есть скоропортящиеся или замороженные продукты, значительно сложнее, чем работать с другими видами онлайн-ритейла. Например, в одном из центров доставки продуктов Ocado вблизи Лондона около 1000 роботов перемещают корзины
с продуктами. Чем лучше работает автоматизированная система и чем больше заказов она обрабатывает, тем ярче перспективы увеличить прибыль. Но могут ли эти изменения произойти достаточно быстро, – вопрос открытый» - говорит Халзак.
Почему прогноз погоды и дальше будет неточным

Мы всё лучше используем данные, чтобы делать прогнозы
на будущее. Это касается и погоды. На протяжении большей части истории люди действительно не знали, будет ли дождь или солнце
на улице в определённый день, пока он не придёт. Но с появлением телеграфа в Соединенных Штатах в середине 19-го века жители одного города могли, наконец, узнать о дожде в другом городе, который расположен в 300 милях от них. Ханна Фрай, математик
из Университетского колледжа Лондона, пишет в журнале «The New Yorker» об идеях из новой книги журналиста Эндрю Блума «Погодная машина: путешествие в прогноз», в которой описывается, как развивалось прогнозирование погоды, и почему точность в 100% никогда не будет достигнута.

Погоду Фрай сравнивает со «сложным математическим гобеленом, который так сильно переплетён, что его нельзя обработать вручную».

Столетие назад, отмечает она, британский математик мечтал
о «фабрике прогнозов», в которой тысячи людей проверяют погодные условия в разных частях света. По мнению Фрай, через несколько лет благодаря суперкомпьютерам Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды «сможет определять важные события, которые произойдут в течение двух недель». Однако последствия глобального потепления приведут к тому, что более вероятные и долгосрочные прогнозы будет сложнее делать.
Искусственный интеллект на службе бизнеса

Искусственный интеллект повсюду. Он помогает делать красивые фотографии на смартфон, ищет подходящую пару для знакомства, предлагает нужные человеку в конкретный момент товары. Он меняет жизнь человека и выводит на новый уровень возможности компаний.

Подробнее о том, в чём заключается машинное прогнозирование, как с его помощью бизнес может принимать решения, почему по-прежнему важны суждения человека и какую роль искусственный интеллект играет в стратегии компании, вы сможете прочитать
в книге «Искусственный интеллект на службе бизнеса», которую
в конце сентября при поддержке Strategy Partners выпустит издательство МИФ.

Следите за анонсами!