Дайджест цифровой трансформации
Рынок ИТ в новых условиях

О том, какие изменения происходят в IT-отрасли и как они влияют на бизнес-модели, изданию «Деловое обозрение» рассказал Андрей Шолохов, партнер Strategy Partners и руководитель «Центра цифровой трансформации»: «Основной тренд последних пяти лет в IT-отрасли – это переход от продажи «владения» IT-продуктом к его аренде. Это происходит как в части аппаратного обеспечения (от продажи серверов к продаже инфраструктуры как услуги), так и в части программного обеспечения (от продажи бессрочных лицензий к продаже подписки на ее использование). Для IT-вендоров это означает уход от модели экстенсивного роста за счет новых клиентов к более прогнозируемым денежным потокам за счет устоявшегося рынка. Кстати, это не всегда плохо для потребителей, поскольку такой подход позволяет платить только за используемые ресурсы, в минимальной степени тратить средства и усилия на обслуживание инфраструктуры, стремиться быстрее внедрять купленное программное обеспечение, использовать операционные, а не капитальные бюджеты».
Итоги круглого стола «Сортировка мусора в Санкт-Петербурге – перспектива здоровой жизни наших детей»

В рамках крупного стола эксперты обсудили вопросы отходов ресторанов и ритейла и сбора вторичных ресурсов. Рестораторы предложили инициативу «такси» для вывоза отходов и их дальнейшей переработки, но это – не основная деятельность таких предприятий. Кроме того, некоторые заведения и так уже позаботились о том, чтобы изменить меню с целью минимизации отходов. «Важно, чтобы в этом процессе участвовали не несколько ресторанов, а несколько тысяч точек общественного питания», – считает Андрей Заутер, партнёр Strategy Partners и руководитель практики «ТЭК и ресурсы». Он поддержал идею и добавил, что решать проблему необходимо на системном уровне: «Пока мусорная реформа только запускается, у нас есть шанс проработать правильный подход, найти оптимальное решение и найти возможные источники финансирования в рамках проекта».
Три кейса диджитализации: как поменять бизнес-модель и создать новые рынки

Производитель болтов и гаек внедрил сбор информации об использовании клиентами продукции и начал обрабатывать обратную связь по каждой детали – в результате родилась новая бизнес-модель, и завод стал известным маркетплейсом по доставке закупок. Компания, которая 15 лет производила сиденья для автомобилей, оптимизировала собственные поставки и перешла на новую бизнес-модель – стала логистическим сервисом, который предоставляет компаниям платформу для производства и поставки товара клиентам в нужном количестве и в нужное время. Производитель кондиционеров стал продавать не оборудование, а охлаждение воздуха как сервис – то есть кубометры воздуха, проходящие через кондиционеры. Эти три компании трансформировались, потому что улучшали отдельные процессы с помощью технологий и одновременно анализировали ситуацию. Они увидели, как перефокусировать бизнес, чтобы стать «рулевыми» на новых рынках, которые сами создали.
Цифровая трансформация: пять ключевых действий для лидеров закупок

Процесс закупок уже переходит в «цифру», очевидно, что и далее с ним будут происходить серьёзные изменения. Для руководителей и специалистов в этой сфере единственная возможность работать на нужном уровне – быть «на волне» или даже опережать её. В материале – список из нескольких шагов, который поможет понять, как выбрать технологии для внедрения, почему для цифровой трансформации важно не только количество, но и качество данных в компании, и какие навыки и компетенции специалисты должны иметь уже сегодня.
Продажи билетов и бронирование мест: цифровая трансформация

Цифровизация и повышение качества обслуживания пассажиров являются основными факторами, которые трансформируют системы продажи билетов и бронирования в паромном бизнесе. Более молодые и современные группы клиентов, которые выросли на путешествиях через аэропорты, на самолетах и на круизных лайнерах, предъявляют повышенные требования. Покупка билета, дорога в порт, заказ кофе на борту или бронирование кинозала, высадка в конечной точке – все эти составляющие путешествия должны быть «бесшовно» скреплены вместе и управляться со смартфона. Похожие требования касаются и доставки грузов – но до этого момента компании не инвестировали достаточно средств и времени в цифровые технологии, из-за чего большое количество работы выполняется вручную. В материале – о том, как предприятия меняют эту ситуацию, чтобы сохранить конкурентоспособность.
В Госдуме предупредили 15 млн граждан России о риске остаться без работы

Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин считает, что в прошлое уйдут такие профессии как продавец, охранник и водитель. Он напомнил о мировой тенденции по сокращению обслуживающего персонала и объяснил это наступлением четвертой промышленной революции, когда к работе будут относиться не как к необходимости, а как к творчеству. Самыми востребованным, уверен парламентарий, окажутся профессии, которые требуют сопереживания и эмпатии, а также те, где есть высокий уровень вариативности в применении знаний, — например, образование или медицина. В 2018 году партнёр Strategy Partners Алексей Праздничных заявлял, что ввиду активного внедрения робототехники и автоматизации процессов труда в России может остаться без работы до 30% персонала.
Республику Коми ожидает цифровая трансформация

Начальник отдела организации эксплуатации и мониторинга комитета информатизации и связи РК Кристина Майнина: «Цифровая экономика – межотраслевая деятельность, которая пронизывает буквально все национальные проекты. Это своеобразный ствол дерева национальных проектов, который делает их работу более эффективной и помогает принимать взвешенные и правильные управленческие решения. Цифровая экономика состоит из нескольких разделов, среди которых нормативное регулирование, информационная структура, цифровое госуправление, непосредственно сами информационные технологии, мы туда добавили проект «Умный город».
Только 25% крупных компаний создали корпоративную стратегию искусственного интеллекта

Опросы, проводимые аналитиками IDC, показывают высокий уровень заинтересованности крупных международных компаний в технологиях искусственного интеллекта. В половине компаний искусственный интеллект рассматривают в качестве приоритета, однако лишь 25% разработали корпоративную стратегию в этой области. Основными целями проектов в области искусственного интеллекта являются повышение производительности, гибкости ведения бизнеса и удовлетворенности клиентов за счет автоматизации, а также ускорение вывода на рынок новых продуктов и услуг.