Как цифровая трансформация влияет на рабочие места и стиль жизни
Президент Beehive Technologies Бонифацио Ти рассказал на TEDx о том, как цифровая трансформация влияет на рабочие места и наш стиль жизни, почему при автоматизации надо не увольнять, а обучать сотрудников и как найти идею для разработки новых технологий и приложений.
Взгляд в прошлое

Бонифацио начал свою карьеру в конце 1960-х годов. В начале 1980-х рабочие места изменились благодаря персональным компьютерам, но что было до этого момента? Люди использовали печатные машинки. Чтобы сделать качественный документ или письмо, иногда приходилось по несколько раз перепечатывать текст. Работа могла занять час или даже больше.

Ещё один инструмент того времени – телекс. Аппарат, похожий на электрическую печатную машинку, использовали для передачи данных на дальние расстояния. Сначала надо было напечатать текст, затем отрезать ленту с ним, набрать номер абонента, дождаться ответа оператора, вставить ленту в специальный порт и отправить сообщение. Проблема была в стоимости этой услуги и в том, что на другом конце должен постоянно находиться оператор, отслеживающий поступающие сообщения. Только крупные корпорации могли себе позволить этот вид связи.
Телекс Siemens T100
Если телекса у вас нет, а послать важное сообщение необходимо, вы могли пойти на телеграф и послать телеграмму, оплатив каждую букву или слово. Если вам повезёт – сообщение дойдёт за три дня. Но обычно это занимало неделю. При этом вы не можете знать, получил ли сообщение ваш адресат.

Для голосовой связи использовали роторный телефон. Чтобы позвонить человеку через океан, вам нужно было позвонить местному оператору, сообщить ему информацию о том, с кем вы хотите пообщаться и по какому номеру. Местный оператор звонил оператору в другой город, и тот уже связывался с нужным вам человеком. После этого вы могли говорить, но диалог слушали оба оператора: им надо было знать, когда кто-то положит трубку, посчитать время, чтобы выставить счёт. Вопрос о приватности не стоял так остро.

Чтобы поехать на такси, надо было выйти на угол улицы – потому что там пересекаются две дороги и шансы, что проедет машина, выше. При значительной доле удачи можно было поймать такси за несколько минут, в другом случае – можно было стоять часами.
Что изменилось

Сегодня у нас есть онлайн-покупки, онлайн-банкинг и UBER. Огромную часть вещей мы можем делать мгновенно или в течение нескольких секунд. Почему это произошло? Цифровая трансформация повлияла на наш стиль жизни.
Беспилотный автомобиль Uber
Когда мы говорим о цифровой трансформации в офисе, мы обычно говорим о переносе бумажных документов в цифровую форму. Обычно за этим следует цифровое архивирование – пассивное и активное.

В случае с пассивным архивированием мы вынуждены сканировать документы и хранить файлы на сервере или жёстком диске, при необходимости просматривать их, сортировать, распечатывать.
Но мир изменило активное архивирование. Документы сканируют, и затем для работы с ними используются технологии workflow.

Благодаря такому подходу документы автоматически отправляются в нужный департамент. Например, при сумме займа выше определённого порога заявку получит один отдел, при подтверждении кредита – другой, который будет финализировать составление договора, при отказе – в третий. Такие перемещения документов не требует вмешательства человека – важен только начальный этап, его сканирование.

К этому процессу можно добавить искусственный интеллект. После сканирования документ попадёт в нужную папку, потому что ИИ этому обучен. Технологии на базе искусственного интеллекта делают работу простой и быстрой.

Другая технология, которая помогает в работе, называется OCR – «оптическое распознавание символов». Она позволяет получить данные из документа, потому что «знает», где они находятся: вы учите программное обеспечение тому, что в этой зоне находится номер входящего сообщения, в этой – описание качественных параметров и стоимости документа.

OCR помогает извлекать данные в CSV или Excel, где их можно отсортировать, просчитать с использованием математических или даже инженерных формул, а также представлять в виде инфографики – гистограмм, диаграмм. Вы можете анализировать данные, перемещать их в другое программное обеспечение – и снова большая часть функций может быть выполнена без вмешательства человека.

Эти технологии оказывают сильнейшее влияние на то, как мы работаем.
Источники идей

Как решить, какое приложение надо разработать? Обычно клиент, потребитель рассказывает о своих проблемах, болевых точках, о том, что он хочет сделать, какой тип эффективности ему нужен. Исходя из этого можно разработать приложение, сделать концепт, показать его клиенту и затем доработать с учётом обратной связи.

Бонифацио Ти привёл пример компании, с которой работала его организация. Клиент каждый день получал около тысячи заказов от супермаркетов и продовольственных магазинов. За получение заказов отвечали 20 человек, с момента получения заказа до отправки проходило около недели. Компания Бонифацио автоматизировала этот процесс, и теперь он занимает всего 2 часа, а отвечают за него 2 человека.

Но что произошло с остальными 18 сотрудниками? Они могли быть уволены, но для этой конкретной компании была разработана программа переобучения, они получили новые навыки и были перемещены на другие должности. Компания растёт, повышается эффективность и продуктивность, она получает большее количество клиентов, поэтому нет смысла терять людей.

«Я уверен, что это должно быть частью видения бизнесменов, которые задумываются автоматизации: вы можете минимизировать социальное влияние на людей».
Переобучение – важный фактор, который позволяет сократить социальное влияние автоматизации
Ещё один источник идей для создания приложений – правительство. Сегодня приватность данных очень важна, а риск цифровой трансформации всегда связан с утечками, взломами, неавторизованным скачиванием данных сотрудниками или злоумышленниками. Нужно минимизировать этот риск, для чего используются шифрование данных и множество других технологий.

Правительство заявляет вызовы или объявляет тендер, целью которого становится поиск решения для повышения эффективности или прозрачности. Благодаря улучшению этих параметров городские центры повышают качество обслуживание и в итоге получают больше выручки.

Одна из наиболее важных тем сегодня – это приватность данных. В Европе за этот вопрос отвечает Генеральный регламент о защите персональных данных (GDPR), а в Азии – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АSEАN). Бонифацио Ти отмечает, что на передовой борьбы за безопасность и приватность находится Сингапур, который старается продвигать цифровую трансформацию и проводит различные состязания для разработчиков и организаций.

Одно из последних таких состязаний касается создания электронных накладных на товары. Каждый раз при отправке товаров необходимо собрать большой пакет документов – 20-30 штук. Когда груз на корабле доходит до порта, брокер добавляет ещё один набор документов, таможня – третий. К тому времени, когда груз доберётся до вашего склада, на него будет уже 60-80 документов. Это только один груз, и невозможно представить, сколько их перевозится за день по всему миру, и сколько деревьев можно было бы сохранить, не переработав их на бумагу. Поэтому в Азии хотят сделать единый документ на блокчейне.

«То, где мы сейчас находимся, это лишь зарисовка нашего будущего, только начало пути».