Грозненский саммит. Будущее торговли в технологическом мире
На Грозненском саммите по поддержке предпринимательства и инноваций Денис Собе-Панек, партнёр Strategy Partners и руководитель практик «Потребительский сектор» и «Цифровой маркетинг» провел сессию «Будущее торговли в технологическом мире». Эксперты обсудили, как выйти за пределы республики и стать поставщиками крупных компаний в других странах, какие изменения необходимы законодательству, какие тренды и технологии определяют развитие электронной торговли.
Денис Собе-Панек рассказал о новых моделях потребления, digital customer journey и концепции Zero Moment of Truth. Он привёл цитату Эрика Шмидта (экс-глава совета директоров Google) , который в 2015 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил: «Интернет исчезнет. Будет так много IP-адресов, так много устройств, датчиков, вещей, которые на вас надеты, что вы перестанете это даже ощущать». Это подтверждает практика: в 1992 году мировой траффик составлял 100 гигабайт в день, к 2007 году он вырос до 2 000 гигабайт в секунду, а к 2015 – до 20 000 гигабайт; только 4% пользователей в 2007 выходили в сеть с мобильных устройств, а в 2018 их доля достигла 69,3%; каждый день в 2018 году публикации в Facebook получали 6 миллиардов лайков, ролики на YouTube – 11 миллиардов просмотров, люди делали 4 млрд запросов в Google и 188 миллионов звонков в Skype. За 2018 год всё население планеты провело в интернете 1 миллиард лет.
Компаниям сегодня как никогда важна близость к клиенту и лояльность потребителей. В 2001 лидером по капитализации была General Electric с производствами и заводами. В 2018 году – её нет и в топ-5, лидерами стали технологичные компании, которые объединяет бизнес-модель «Драйвер экосистемы»:

► Apple
► Amazon
► Google
► Microsoft
► Facebook.
Рост цифровой плотности и информационной прозрачности требует переосмысления customer journey – клиентского пути. В 2011 году Jim Lecinski предложил концепцию Zero Moment of Truth. В случае с First Moment of Truth речь идёт о процессе покупки продукта, Second Moment of Truth подразумевает опыт использования продукта. Zero Moment of Truth – это принятие решение о покупке задолго до прихода в магазин: пользователи взаимодействуют с брендом в социальных сетях, читают отзывы и услуги, смотрят обзоры, сравнивают цены в сети, 49% получают информацию о продукте от друзей и близких, а 50% ищут информацию о продукте в поисковых системах. ZMOT играет определяющую роль в процессе принятия решений в таких индустриях, как обувь, компьютеры, мобильные телефоны, книги, электроника, жильё, одежда, сервисы, хобби, косметика и автомобили.

«Если раньше бизнес строился на том, что у компании что-то есть – земля, магазин, средства производства – то теперь важно выбрать сегмент аудитории и человека, чью проблему необходимо решить, и начать создавать решение, не сильно ориентируясь на ограниченные активы. Важно строить свой подход не из картинки прошлого и настоящего, а из понимания того ядра аудитории, которое будет в будущем. Бизнес нужно строить для миллениалов и поколения Z. Через 5-10 лет эти люди будут создавать тренды», – уверен Денис Собе-Панек.
Сергей Лукашкин, директор по цифровой трансформации Банка ВТБ, рассказал о влиянии технологий на бизнес и важности технологических платформ. Он выделил три важных для отрасли тренда:

1. Увеличение информации
2. Повышение скорости её обработки
3. Рост популяции людей на планете.

Новые технологии, возникающие благодаря этим трендам, приводят к появлению платформ – технологически и социально организованных сред, которые формируют добавленную ценность для разных участников. На базе платформ развиваются чатботы, голосовые интерфейсы, дополненная и виртуальная реальность.

Благодаря достижениям в области ИИ люди по всему миру используют голосовые помощники – и в смартфонах, и в «умных колонках». Платформы, на которых работают такие решения, позволяют компаниям использовать продукт в своём бизнесе. Также VR-платформы помогают банкам демонстрировать потенциальному заёмщику увидеть ещё не построенный или далеко расположенный жилой комплекс.

Также Сергей Лукашкин поднял вопрос о трансформации рынка труда: «Если хотите быть конкурентоспособными, то вам нужно смотреть, как меняется ваша профессия под воздействием технологий». Например, сотрудники колл-центров уже испытывают конкуренцию со стороны чатботов, потому должны задумываться о получении дополнительных навыков – например, касающихся разработки таких инструментов.
Елена Привалова, генеральный директор Global Tech Hub, рассказала о роли электронных торговых площадок в росте международной торговли и о трансформации субъекта и объекта торговли как результата технологической трансформации. «Чтобы понять, какое будущее у торговли, нужно ответить на вопрос «какие элементы торговли меняются?» – рассуждает Елена.

В торговле есть субъекты, объекты, среда. Если раньше у вас был товар услуга, то сейчас спрос более ценен, чем предложение. Покупатель диктует условия – он хочет видеть определённый продукт по нужной ему цене. Поэтому возникает инструмент «прозрачного» представления предложений – электронные торговые площадки. Это та среда, в которой проходит торговля в современном мире. Один из самых понятных для России примеров – закупочные электронные площадки, через которые проходят колоссальные объёмы товаров и услуг. Такая прозрачность, на первый взгляд, усложняет жизнь поставщика – ему нужно бороться за каждый контракт, растёт конкуренция.

Электронные торговые площадки превращающиеся в инфраструктуру. Amazon, Alibaba, Facebook и WeChat становятся не только инструментом торговли, но также инструментом анализа спроса и предпочтений, они формируют сообщество поставщиков и потребителей. Основной задачей для производителей и поставщиков становиться встраивание в цифровую среду обитания потенциальных клиентов.

Новые реалии требуют новых навыков: наиболее важным становится навык цифрового предпринимательства и цифрового торговца. Как правильно написать текст? Как спланировать продвижение? Какие инструменты использовать? «Если раньше торговлей занимался менеджер или представитель, то теперь ваш субъект торговли – цифровое пространство, которым вы должны управлять», – подытожила Елена Привалова.
Мэттью Джозеф Мартин, основатель Blossom Finance, рассказал о барьерах в финансовой сфере и возможностях блокчейна для обеспечения безопасности торговли. Сама компания Blossom Finance занимается предоставлением финансов по законам шариата с использованием блокчейна с целью борьбы с бедностью и обеспечения доступа людей к финансовым сервисам. Собранные средства компания распределяет между локальными банками и индивидуальными предпринимателями.

Одним из барьеров он назвал отсутствие информационной прозрачности на рынке финансовых услуг – всегда существует нехватка данных на одной стороне. Необходима стандартизация. В качестве примера он привёл историю грузоперевозок: если сначала грузы перевозились разными способами, то внедрение стандартов привело к созданию контейнеров, которые устанавливают как на железнодорожные платформы, так и на контейнеровозы и тягачи. То же самое должно происходить и с информацией.

В качестве решения в Blossom Finance используют технологию блокчейн. Она помогает «упаковывать» информацию о работе финансовой компании, чтобы предоставлять её инвесторам. Так обеспечивается максимальная прозрачность, и каждая из сторон имеет полное понимание проекта.
Венера Шайдуллина, к.ю.н., директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, рассказала о юридических барьерах, которые тормозят развитие торговли и о работе, которую они делают для их устранения.

Результаты интервью с экспертами показали, что основные проблемы в сфере в сфере электронной торговли касаются НДС, контрафакта, предоставления электронных документов в качестве доказательств в суде. Это тормозит развитие электронной торговли в России. Первичный анализ практики показывает ещё больше проблем – от признания электронной оферты в качестве доказательства и до вопросов в области прав интеллектуальной собственности.

Центр работает над законопроектом, который должен исправить сложившуюся ситуацию и защитить права всех участников, в том числе бизнеса. Документ будет иметь под собой научную основу. Эксперты проанализируют лучший зарубежный опыт регулирования электронной торговли, лучший международный опыт – в том числе типовые законы, всю судебную практику в этой сфере за последние двадцать лет, чтобы выявить проблемные точки. Результат направят в профильные экспертные советы при Государственной думе РФ.

«Очевидно, что те страны, которые умеют регулировать электронную торговлю, имеют больший её объем. В РФ до сих действует законодательство про дистанционную продажу товаров, именно электронная торговля является частью этого сегмента. Данные акты были выполнены давно, они уже устарели», – отметила Венера.
Зелимхан Сулейманов, руководитель и сооснователь PrECA, сформулировал ряд трендов, которые касаются работы малого и среднего бизнеса с крупными заказчиками:

1. Прозрачность. Сбербанк, Газпром и другие крупные компании открывают информацию о закупках, включая их стоимость и технические задания. Огромный объём данных можно использовать для того, чтобы понять, какие услуги и по каким ценам покупают компании.

2. Увеличение конкуренции. Открываются новые компании в сегменте малого и среднего бизнеса, которые борются за контракты.

3. Увеличение количества участников. Большая часть российской экономики – государственные закупки, но и у корпораций растёт доля открытых закупок. Можно этим пользоваться, чаще участвовать в конкурсах.

4. Централизация, или тренд на укрупнение. Корпорация, которая ранее под единым руководством объединяла свои подразделения в России, Казахстане и Украине, сегодня может добавить к ним Кавказ, Сербию и Израиль. Так компания сокращает расходы. Это открывает новые возможности – бизнес, находясь в России, оказывается ближе к центру принятия решений не только в России, но и в других регионах.

5. Расширение малого и среднего бизнеса. В госкомпаниях даже есть доля закупок, которые они обязаны делать закупки у МСП.