Как искусственный интеллект делает роботов «умными»
и зачем ещё он нужен на заводе
Мы уже рассказывали, как искусственный интеллект упрощает жизнь HR-специалистов и повышает продажи в магазинах. На этот раз речь зайдёт о промышленном ИИ и о том, как он способен улучшать работу оборудования, повышать эффективность производств, а также учить роботов собирать чувствительные изделия рука об руку с людьми.
Повышение эффективности

Немецкий конгломерат Siemens долгие годы использует нейросети для мониторинга металлургических заводов и повышения эффективности. Практический опыт позволил компании разработать искусственный интеллект для промышленного применения. Siemens вложила $10 миллиардов долларов в производителей программного обеспечения, в том числе поглотив их, за последние десять лет. А в 2016 году запустила облачную платформу интернета вещей MindSphere и интегрировала в неё аналитику IBM Watson.

Система благодаря использованию искусственного интеллекта помогает улучшить работу оборудования. Один из примеров связан с новейшими газовыми турбинами Siemens. Они оснащены 500 сенсорами, беспрерывно замеряющими температуру, давление, напряжение и множество других параметров. Информация отправляется в MindSphere. Эта система регулирует топливные клапаны для создания оптимальных условий сгорания топлива в зависимости от конкретных погодных условий и состояния оборудования.

В результате даже после того, как специалисты компании сделали всё возможное, чтобы снизить выбросы закиси азота, за дело принялась MindSphere и улучшила показатели ещё на 10-15%.
Предиктивная аналитика

Один из крупнейших игроков в области автоматизации Rockwell Automation предлагает клиентам технологию Model Predictive Control (MPC), которая на основе исторических данных и осуществляет предиктивную аналитику. Такой подход уже работает в нефтегазовой промышленности и производстве продуктов питания и напитков.
Программное обеспечение MPC в версии для нефтегазовой промышленности, например, помогает достичь максимальной эффективности процесса фракционирования газоконденсатных жидкостей. Сложность этого процесса заключается в оптимизации состава различных компонентов для достижения нужного результата.

Технологии подобные MPC позволяют инженерам по техническому обслуживанию заранее узнать о возможных технических проблемах, снизить количество простоев и повысить эффективность процессов.
Обучение роботов

Армия роботов уже взяла на себя множество рутинных и опасных для человека задач. По данным на 2016 год, в Южной Корее на каждые 10 000 сотрудников рабочих специальностей приходился 631 робот. В Сингапуре этот показатель – 488, в Германии – 309. Если в Южной Корее больше всего роботов установлена на производстве автомобилей, то в Сингапуре 90% помогают производить электронику.

Искусственный интеллект помогает роботам становиться «умнее». В случае с производителем робототехники Fanuc, глубинное обучение позволяет роботам освоить новую «специальность» всего за одну ночь.

Пример можно увидеть на видеоролике ниже. Сначала робот пытается вытащить детали из коробки так, как у него это получается. Он делает фотографию каждой из попыток, чтобы пометить её как «удачную» или «провальную». Глубинное обучение помогает ему поднять количество удачных попыток с 60% из 1000 до 90% из 5000 всего за 8 часов.
Улучшение взаимодействия роботов с человеком

Завод Škoda Auto достиг высокого уровня автоматизации. Роботы выполняют роботы, которые неудобны или слишком сложны для человека, что ускоряет процесс. Обычные роботы должны находиться внутри специальных клеток, находиться рядом с ними человеку опасно. В отличие от усиленных искусственным интеллектом манипуляторов KUKA.

Роботы лёгкой конструкции для выполнения чувствительных сборочных работ LBR iiwa не требуют ограждений. Это первые серийно выпущенные роботы для коллаборации с человеком. Для этого манипуляторы оснастили множеством сенсоров и соответствующим программным обеспечением. Датчики шарнирных моментов помогают распознавать контакт с человеком, уменьшить при этом усилие и скорость.

Иными словами, сотрудник может прервать работу или направить робота в нужном направлении с помощью касания. KUKA позиционирует это устройство как «третью руку» для человека, которой можно доверить неудобные и монотонные задания.

Взаимодействовать с человеком на таком уровне роботам помогает технология на базе искусственного интеллекта. Это открывает новые возможности для робототехники, способной расширить возможности сотрудников, стать для них настоящими партнёрами.