Искусственный интеллект в HR
Искусственный интеллект применяется в самых разных отраслях и для решения самых разных задач – для рекомендаций новых сериалов в развлекательных сервисах, для помощи в принятии технологических решений при выводе продуктов на рынок, для предложения покупателям релевантных товаров и услуг.
Инструменты на основе нейросетей помогают HR-подразделениям компаний экономить время и деньги на поиске и отборе соискателей – читайте в этой статье подробности об этом направлении.

Поиск соискателей

Чтобы найти подходящего специалиста, HR-менеджерам приходится перебирать десятки, сотни и тысячи резюме. Но для начала нужно эти резюме получить.

Один из примеров привлечения кандидатов с помощью искусственного интеллекта – кейс компании KFC. Всего в мире открыты более 18 000 ресторанов этой компании, из которых около 50 размещены в Нидерландах. До 2016 года в стране не было проблем с соискателями, но затем конкуренция возросла, а текучка кадров осталась на прежнем уровне.

Когда для нового ресторана было нужно нанять 75 сотрудников всего за 4 недели, KFC обратилась в компанию Wonderkind. Система на основе искусственного интеллекта подобрала оптимальные каналы и параметры рекламы. Объявления показывались в Facebook и Instagram людям, живущим в радиусе 5 километров от нового ресторана – потому что студенты не будут ездить на работу дальше 10 км от дома. Время показа – между 17:00 и 18:00, хотя это отличается от пиковых часов для выбранных социальных сетей. В итоге ресторан получил 77 заполненных анкет, и 61 человек был нанят. Найм каждого сотрудника составил меньше четырёх евро – на целый ресторан ушло менее €300.
Общение с кандидатами

В Россию международная сеть ресторанов KFC вышла в 2010 году. Здесь компании для поиска огромного количества соискателей помогали, например, роботы – они обзванивали кандидатов в 10 раз быстрее человека, чтобы проверить актуальность их резюме, что позволило сократить количество операторов колл-центра в 1,5 раза. Для общения с кандидатами использовались технологии распознавания речи.

Следующий этап после получения заявок на работу – это собеседования. Узнать о навыках кандидата может не только человек, но и диалоговый ИИ. Благодаря чат-боту Mya от компании Firstjob HR-специалисты экономят три четверти времени. Система узнаёт подробности о квалификации и опыте кандидата, отвечает на вопросы о компании и ставит собеседования с ним в календарь.
Отбор специалистов из баз резюме

По итогам общения с потенциальным сотрудником чат-бот Mya понимает, подходит человек или нет. Она сохраняет информацию о нём, чтобы по возможности предложить иную позицию. А HR-менеджер получает список наиболее подходящих специалистов.
Таким образом, Mya составляет базу из специалистов.

А с базами работает сервис MosaicTrack. Он по запросу HR-менеджеров находит лучшие анкеты на вновь открывшуюся вакансию среди множества старых и новых резюме. HR-специалист получает список подходящих кандидатов. С сервисом работают такие гиганты, как IBM, Citibank и Hewlett Packard Enterprise.

Также искать талантливых специалистов помогают социальные сети. TalentBin от компании Monster ищет резюме в самых в Facebook и профессиональных сообществах. Это так называемые «пассивные резюме» – кандидат может не находиться в активном поиске работы. Ответственный за поиск сотрудников получает подробную информацию о соискателе, включающую не только профессиональные навыки, но и личные интересы, что позволяет максимально персонализировать предложение о работе.
Развитие и удержание сотрудников

HeadHunter в конце 2018 года опросил HR-специалистов на тему изменений, которые коснутся их работы в ближайшие 3-5 лет. 47% выразили уверенность в том, что роботы будут заниматься обучением текущих сотрудников – это показывает, что искусственный интеллект нужен не только для поиска кандидатов, но и для их удержания.

Две трети американских специалистов, опрошенных BambooHR, уходили с нового места работы в первые полгода. Из них 68% - в первые три месяца. В это время специалисты учатся, как им выполнять задачи, привыкают к корпоративной культуре, знакомятся с компанией. И им в этом нужна поддержка. Помочь освоиться способны те же чат-боты, отвечающие на соответствующие вопросы.

С другой стороны, HR-подразделение может отслеживать настроение отдельных сотрудников. В этом помогает алгоритм Vibe, анализирующий ключевые слова и эмодзи, которые отправляются в Slack. Приложение Keen делает скриншоты анонимных писем, чтобы распознать в них позитивные или негативные эмоции.

Миллениалы стремятся повышать свои навыки, и они понимают, что их собственная карьера не зависит от компании работодателя. Если работодатель не помогает им развиваться, они запросто могут его сменить. Системы на основе ИИ анализируют успешные карьеры других людей и результаты опросов, чтобы подсказать какие именно навыки лучше развивать конкретному специалисту.