Трансформация городов в эпоху четвертой промышленной революции: итоги сессии Астанинского экономического форума 16-17 мая
Городам сегодня особенно важно создавать комфортные условиях для жителей, привлекать бизнес, искать способы создания инноваций и повышения собственной конкурентоспособности, превращаясь в бренд. В ином случае они не смогут удержать таланты и обеспечить устойчивое развитие. На сессии «Трансформация городов в эпоху четвёртой промышленной революции» на XII Астанинском экономическом форуме-2019 главы городов, руководители, отвечающие за цифровую стратегию, и представители бизнеса обсудили, как решать эти вопросы.
Управляющий партнёр Strategy Partners Александр Идрисов выделил пять ключевых факторов цифровой трансформации города, от которых зависит успех этого процесса:

1. Приоритет в повестке Главы города.

2. Команда.

3. Кооперация и вовлечение.

4. Финансирование.

5. Коммуникации с общественностью.
Технологические компании сегодня готовы предложить множество готовых решений - но будут ли они отвечать вызовам конкретного города? Важно создать такие условия, при которых горожане и предприниматели будут источниками новых инструментов для улучшений. Для эффективного управления такой инновационной экосистемой важно выстроить соответствующую модель управления: должен быть специальный заместитель акима города, который занимается цифровизацией, и специальный институт развития, сфокусированный на внедрении цифровых решений в городском хозяйстве.
В цифровую трансформацию нужно вовлекать местных поставщиков.
«Например, запустить ежегодный городской конкурс инновационных идей для привлечения стартапов, предпринимателей, инициативных жителей для совместной выработки инновационных решений и привлечения инвесторов. Создать «Открытый дашборд Нур-Султана», демонстрирующий отдельные показатели города в реальном времени для привлечения внимания разработчиков к использованию Открытых данных», – считает Александр Идрисов.
Для вовлечения внешних участников – корпораций, фондов, талантов – он предлагает организовать саммит «Digital Нур-Султан». А для развития коммуникаций внутри экосистемы можно создать городской портал по обмену проектами и приложениями с открытым кодом или тематические коворкинговые пространства для разработчиков.
Мэр Таллина (Эстония) Михаил Кылварт рассказал о том, как город стал пионером в области цифровых технологий 10-15 лет назад, и охотно и делился своим опытом с приглашёнными делегациями. Для многих городов это стало толчком в создании идеологии «умного города».
«Надо признать, многие наши партнёры находятся в отрыве. Мы уже не можем похвастаться перед всем миром, что наши технологии являются настолько передовыми, что партнёрам нужно учиться. Мы видим, как многие страны уходят вперёд, что становится для нас вызовом – пора включить дополнительную скорость. Например, в системе медицины Казахстану нечему учиться у Эстонии: здесь введены технологии такого уровня, что скорее нам необходимо прислушаться».
Для продолжения развития Таллин вместе с Хельсинки откроет центр компетентности для разработки цифровых технологий не только для этих двух городов, но и для остальной Европы. Между двумя странами есть соглашение по реализации концепта городов-близнецов – новые решения будут работать в них одновременно. Сейчас, например, разрабатывается цифровой проездной билет, который будет действовать в обоих городах, проект планируется запустить через 1,5-2 года.
«Есть одна сфера, где мы – впереди планеты всей. Такого опыта нигде нет, и везде, где его пытались внедрить, от таких проектов отказались. Это электронные выборы. Мы выбираем у компьютера и используем идентификационную карту, не выходя из дома. Все больше людей не доходят до избирательного участка. Мы преуспели и находимся на хорошем уровне также в области системной связи технологий, используемых для управления городом и государством – это база данных, регистры, которые объединяются в одну систему, и их использование и оперирование при помощи цифровой идентификации. Цифровая идентификация и цифровая подпись делают бюрократический процесс простым для простого жителя. В Эстонии, в Таллине в несколько раз быстрее проходят бюрократические процессы, чем в остальной Европе. Если кто-то говорит, что эстонцы медленные – не верьте, побыстрее многих будем», – подытожил Михаил Кылварт.
Консультант по городскому брендингу, сооснователь Arthesia (Швейцария) Томас Севчик затронул историю городов. Изначально они были местами, где люди жили, работали и торговали. Теперь же появляются совершенно новые профессии, неясные определения секторов, а люди буквально организуют свою жизнь через смартфон. Настало время для новой конфигурации городов, необходимо открыться идее их зонирования. Во главе этих процессов – частный сектор и люди.
«Возьмём AirBnB – это компания в области гостиничного бизнеса или компания, которая работает с квартирами? Это жилые дома или отели? Другой пример – коворкинги, где люди работают там, где живут. Эти вопросы важны и для города Нур-Султан. Инновационные компании и разные идеи где-то зародились – Гарри Поттера придумали в кофейне. Во-первых, городам нужно переосмыслить свою структуру, – рассказал Томас Севчик. – Во-вторых, нам необходимо позволить городам функционировать в контексте четвертой промышленной революции. Для этого важно обучать людей новым профессиям, давать им понимание их новых нужд и требований».
Томас Севчик отметил, что если раньше в основном фокусировались на крупных проектах и их создании, то сейчас акцент смещается в сторону маленьких городских проектов и решений. Но для этого городам нужно быть открытыми.
«В Лос-Анджелесе власти пытались говорить людям, что им можно делать для города, а что нельзя. В Роттердаме мой знакомый хотел заниматься промышленным сельским хозяйством – и ему не разрешили, потому что это место официально для таких работ не подходит. Но появляются новые виды бизнеса, к ним нужно быть готовыми».
Томас Севчик подвёл итог, посоветовав городам фокусироваться на своем «ДНК» и на том, как именно они могут справляться со своими вызовами.
Специально для сессии Джерри Халтин, президент, председатель правления и соучредитель группы компаний Global Futures, а также основатель Smart Cities New York, записал обращение из Нью-Йорка. Он рассказал, как Четвёртая промышленная революция и цифровая трансформация меняют экономику города, какие вызовы, стоящие перед городами, могут решить технологии, и откуда города могут брать деньги для внедрения новых решений.
Доминик Моксон-Тритч, глава по регулированию и государственной политике компании Bolt, анонсировал начало работы в Нур-Султане. Транспортная платформа из Таллина подписала меморандум, по которому взяла на себя обязательство делиться с властями данными.
«Если отвечать на вопрос, что Нур-Султан может почерпнуть у Таллина и наоборот, стоит сказать о сложной транспортной системе в таких городах, как Хельсинки и Таллине. В Таллине проезд в общественном транспорте бесплатный, потому что у города были данные, которые доказали преимущества такого подход – повышение производительности, улучшение управления траффиком», – рассказал Моксон-Тритч.
Он отметил, что Нур-Султан переживает период активного роста, и благодаря работе в этот период, можно избежать будущих транспортных проблем, с которыми сталкиваются другие города – например, загрязнение.
Карл-Филип Коэнеграхтс, заместитель мэра по стратегии, руководитель офиса по реализации стратегии в г. Гент (Бельгия) и директор компании «CitiesofPeople» также отметил важность осознания «ДНК» города: он уверен, что оно должно стать стартовой точкой для стратегии и видения будущего каждого города.
«Гент – это средневековый город, один из крупнейших в Бельгии после Антверпена и Брюсселя. 30 лет назад в Генте начали эксперименты с вовлечением жителей в части изменения определённых районов города, их трасформации под нужды людей. Соучастие горожан в этом процессе стало одним из главных принципов для будущего города, и затем было унаследовано цифровой стратегией», – рассказал Коэнеграхтс.
Гент входит в сеть Eurocities, которая включает европейские города населением более 250 000 человек. Совместно с Таллином власти Гента разработали систему будущих городов Европы. В процессе работы было выяснено, что люди чаще просят создавать открытые города, где они могут делать вклад в построение комфортных условий.
Коэнеграхтс выделил несколько важных «ингредиентов» цифровой трансформации городов:

1. Видение. Без него не может быть цифровой стратегии.

2. Технологии.

3. Данные: «В 1960-е годы один архитектор сказал: «Технология – это ответ, а в чём вопрос?» Данные станут основой для поиска новых технологий и решений».

4. Сотрудничество академического сообщества, жителей и власти. Только сообща можно создавать инновации и видение будущего.