Уберизация: платформы, которые меняют отрасли
Термин «Уберизация» обязан своему происхождению компании Uber. Эта американская международная компания, основанная в 2009 году, разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты как такси, так и частных водителей, а также для доставки еды. Платформа объединила тех, кто хочет ехать, с теми, кто может везти – и в итоге достигла капитализации в $120 миллиардов, несмотря на убыточность.
Всё дело в новой бизнес-модели, которую предложили создатели Uber – компания меняет транспортную отрасль. Сейчас мы видим, как подобные сервисы, предлагающие получить товар или услугу, а не продающие их напрямую, работают во многих других отраслях – на рынке гостиничных услуг, доставки грузов, курьерских сервисов.

Предлагаем рассмотреть несколько таких примеров.
Uber Freight

На данный момент перевозка грузов дальнобойщиками только в США генерирует $700 миллиардов выручки и составляет 80% всей выручки от грузоперевозок в стране. Это немалый рынок, на котором действуют множество игроков. Среди них – Uber Freight и Convoy.

В 2016 году Uber запустил сервис коммерческой перевозки грузов – Uber Freight. Чуть ранее компания купила стартап, который работал над созданием беспилотных грузовиков – Otto: пока машины управляются водителями, но план заключается в том, чтобы построить рыночную площадку, которая в будущем поможет беспилотникам развиваться быстрыми темпами.

Сейчас бесплатное приложение для перевозчиков и отправителей грузов позволяет заказать одним нажатием не такси, а грузовик. Перевозчик перед началом работу будет знать, сколько заработает на определённом заказе. Кроме того, так из процесса заказа и доставки груза исключают компании-посредники, которые могут брать комиссию в 15-20%.
В январе Kroger начал разрабатывать технологически продвинутые продуктовые магазины в партнёрстве с Microsoft. В двух своих магазинах продуктовый гигант тестирует цифровые полки с динамическими ценами, рекламными акциями и информацией о питательной ценности. Технология интегрирована с приложением Kroger, которое показывает персонализированные предложения для списка покупок уже на входе.
Convoy

Ещё до Uber, в 2015 году, в США уже был запущен другой сервис для грузоперевозчиков – Convoy. В 2018 году, после очередного раунда финансирования, Convoy оценили в $1 миллиард. В сервис инвестировали Greylock Partners, бизнес-инкубатор Y Combinator, венчурный фонд CapitalG, принадлежащий Alphabet, глава Amazon Джефф Безос, основатель Microsoft Билл Гейтс, гендиректор Salesforce Марк Бениофф. Интересно, что одним из первых инвесторов Convoy был Дара Хосровшахи – с 2017 году он является главным исполнительным директором Uber.

Convoy пропагандирует прозрачность, простоту отправки грузов и получения заказов на доставку, а также высокую скорость получения платежей. Компания работает над новыми возможностями – например, планирует создать маркетплейс по методу «drop-and-hook»: водители с собственными тягачами будут сбрасывать прицеп и быстро менять его на заранее загруженный прицепной состав. Такой подход по данным Convoy использует большая часть компаний из Fortune 500. Чтобы перевозчики не волновались, оставляя свои прицепы на чужих стоянках, Convoy даст им доступ к собственному пулу прицепов.
GetCargo от BIA-Technologies

Приложение GetCargo позволяет перевозчикам узнать об актуальных заявках на перевозку, получить поддержку логистов и оплату за свою работу, а грузоотправителям – быстро найти перевозчика и рассчитать точную стоимость отправки.

Для правильной работы такого сервиса важно предусмотреть гарантию сроков доставки, юридическую чистоту перевозчиков и машин, страховать грузы. GetCargo решает эти проблемы, тем самым помогая компаниям управлять собственным парком машин и привлекать новых клиентов, которые ищут транспорт через данный агрегатор.
Xrail - железнодорожные перевозки по Европе

Рынок грузоперевозок в Европе растёт, однако железнодорожные перевозчики потеряли долю в борьбе с автомобильными, они сократили свои сети или даже ушли с рынка. Шесть железнодорожных перевозчиков – (DB Cargo (Германия), Rail Cargo Group (Австрия и Венгрия), CFL Cargo (Люксембург), Green Cargo (Швеция), LINEAS (Бельгия) и SBB Cargo (Швейцария) – объединились в альянс Xrail и создали единую трансграничную систему бронирования вагонов:

• Платформа упростила процедуру бронирования вагонов и места под груз;

• Участники Альянса предоставляют клиентам информацию о процессе работы до, во время и после транспортировки;

• Все партнёры отвечают международным требованиям о качестве предоставления услуг.

С помощью Альянса железнодорожные перевозчики повысили конкурентоспособность, чтобы отвечать растущим требованиям клиента в эпоху Четвёртой промышленной революции.
Gigwalk

Продуктовым ритейлерам необходимо экономить, чтобы сохранять невысокие цены на товары на полках. Для того, чтобы не расширять штат, они могут воспользоваться помощью собственных покупателей, которые будут фотографировать товары на полках, сами полки, ценники, выступать в качестве тайного покупателя, чтобы затем рассказать о качестве предоставляемых в магазине услуг.

Сервисы вроде Gigwalk работают по принципу краудсорсинга. Пользователь скачивает приложение и зарабатывает, выполняя задачи от локальных компаний. Ритейлеры получают информацию об ошибках в раскладке товара, проблемах магазина, эффективности рекламы.

Российский аналог CrowdSystems помогает компаниям проводить торговый аудит и потребительские исследования с помощью сотен тысяч потребителей по всей стране. Также сервис Million Agents позволяет ритейлерам заказать исследование, оценить присутствие товаров различных брендов на полках в розничных магазинах, мониторить цены и ассортимент, качественно изучить торговые точки на определённой территории.
Airbnb

Сервис аренды жилья Airbnb, или AirBen&Breakfast – «надувной матрас и завтрак», за первые четыре года работы накопил инвентарь из 600 тысяч комнат. Сеть отелей Hilton достигла этого результата только за 93 года.

Airbnb начал работать ещё до запуска Uber – в 2018 году. Бизнес-модель сервиса несколько отличается от Uber: цену здесь устанавливает арендодатель, а не сама платформа. Платформа же берёт комиссию за посредничество, всё остальное достаётся арендодателю.

Владельцы жилья сдают его в аренду – целиком или частично – путешественникам. Для туристов это возможность окунуться в атмосферу страны, пообщаться с людьми, а также подобрать более выгодное предложение, чем дают в отеле. Как арендатор, так и арендодатель по итогам сдачи помещения оставляют друг другу отзывы.

Частные инвесторы в 2017 году оценили компанию в $31 миллиард, её выручка за 2017 год достигла $2,5 миллиардов. С 2008 года по первый квартал 2019 сервисом воспользовались более 500 миллионов туристов.
Loop Rocks

Шведская компания NCC разработала платформу Loop Rocks. В стремлении к экономике замкнутого цикла компания решила повысить эффективность использования вторичных материалов.
Вместо того, чтобы транспортировать землю, щебень, гравий и другие строительные отходы, платформа позволяет найти для них покупателей. Отправка их отходов на свалку стоит денег, которые с помощью Loop Rocks можно сэкономить. Основатель компании называет эту платформу «Tinder для строительства».