Mike O'Brien
Ритейл наносит ответный удар:
умные продуктовые магазины
Самовывоз (curbside pickup – заказ продуктов осуществляется онлайн, затем сотрудники магазина на парковке у магазина загружают пакеты покупателю в багажник; далее используется «самовывоз» - прим. перевод.) и технологически продвинутые магазины помогают традиционным продуктовым ритейлерам вроде Walmart и Kroger парировать атаки Amazon.
Уничтожит ли «ритейло-покалипсис» традиционные продуктовые бренды вроде Kroger и Albertson? Мы задали этот вопрос в сентябре. И пришли к выводу, что, хотя цифровая трансформация происходит в этом секторе не так быстро – только 2,8% продуктов и напитков были проданы онлайн за прошлый год по данным eMarketer, технологии способны ускорить этот процесс.

За последующие семь месяцев было достаточно достижений, которые заставят взглянуть на продуктовый ритейл по-новому.
Kroger наносит ответный удар

Когда речь заходит о цифровой трансформации, продуктовые ритейлеры отстают от других направлений. В прошлом году 49% руководителей в этом секторе были менее технологически продвинутыми, чем в других, по данным опроса Phononic. Но в любом случае Kroger, третий по размеру ритейлер в мире, рассказал о 60% росте продаж год от года в третьем квартале 2018 года. Цифровые продажи сети достигли $5 миллиардов, и эта цифра в текущем году может удвоиться.
Своим покупателям Kroger предоставляет множество омниканальных опций, таких как получение онлайн-заказа у магазина и доставка через Instacart. Предчувствуя угрозу со стороны Amazon, Kroger объединился с популярной сетью супермаркетов Harris Teeter в 2014 году, задумавшись об электронной коммерции задолго до того, как обладатели Prime-статуса на Amazon получили привилегии в Whole Food.
В январе Kroger начал разрабатывать технологически продвинутые продуктовые магазины в партнёрстве с Microsoft. В двух своих магазинах продуктовый гигант тестирует цифровые полки с динамическими ценами, рекламными акциями и информацией о питательной ценности. Технология интегрирована с приложением Kroger, которое показывает персонализированные предложения для списка покупок уже на входе.
С другой стороны, сеть сенсоров в магазине мониторит температуру и наличие товаров. Это помогает убедиться в том, что продукты в холодильниках хранятся при нужной температуре. Также система позволяет быстрее пополнять заканчивающиеся товары; исследование IHL Group выявило, что отсутствующие в нужный момент товары на полках обходятся ритейлерам в 1 триллион долларов упущенных продаж.
Поможет ли самовывоз победить Amazon?

Kroger попал на четвёртое место в Digital IQ Index для продуктовых ритейлеров по версии Gartner L2. От первого места, на котором расположился Amazon, сеть отделяют 10 баллов.
Продукты – это самая быстрорастущая категория Amazon. Гигант электронной коммерции хочет вывести этот успех оффлайн, построив десятки обычных продуктовых магазинов. Первый из них откроется в Лос-Анджелесе уже к концу этого года. Хотя эта сеть может быть отделена от Amazon Go – который ближе к «магазину у дома», чем к супермаркету, сравнимому с высокотехнологичным 7-Eleven – она может получить множество функций Amazon Go. Технология Amazon «just walk out» объединяет алгоритмы глубокого обучения, компьютерного зрения и сенсоров, в результате чего покупатели просто сканируют коды с помощью приложения и выходят через турникет, не стоя в очереди в кассу.
The Wall Street Journal пишет, что продуктовые магазины Amazon будут «ориентированы на клиентский сервис и возможности самовывоза». Новый отчёт от Cowen and Co. прогнозирует, что самовывоз товаров будет генерировать $35 миллиардов продаж к 2020 году. Интересно, что это одна из немногих областей, где Amazon, абсолютный новичок на рынке оффлайн магазинов, не имеет преимуществ.
Пять лет назад в Walmart нельзя было заказать продукты самовывозом. А сегодня такая услуга есть в 2000 магазинах и доступна 70% населения США. С одной стороны, онлайн-заказ и доставка кажется более очевидной омниканальной опцией для покупателей продуктов. Но логистика при этом сложнее, а самовывоз – более популярен. Эту услугу используют от 11% до 13% покупателей Walmart, что привело к лучшим результатам продаж за последние 9 лет.
Алекса, наполни корзину

Алекса становится всё умнее – она уже может управлять вашей корзиной в Whole Foods. Если вы скажете ей «купить сыр» без конкретики, она сама его выберет, ориентируясь на ваши предыдущие покупки.
Три недели назад Walmart анонсировал аналогичную инициативу, которую будет реализовывать в партнёрстве с Google. Пользователи могут сказать «Talk to Walmart», чтобы сделать заказ через умную колонку. Как и Alexa, Google сам выберет определённые продукты.
Самые популярные команды для голосовых ассистентов – это проверка погоды и включение музыки. По данным исследования eMarketer, проведённого в феврале, только 5% домохозяйств купят продукты через умную колонку. Но в любом случае аналитики прогнозируют, что рынок «голосового шоппинга» вырастет до $40 миллиардов в следующие три года.
Комментирует директор Strategy Partners Денис Собе-Панек:
«Границы отраслей стираются, и сегодня, когда мы говорим с клиентами Strategy Partners о цифровой трансформации ритейла, мы не имеем в виду исключительно то, что происходит в магазинах. В первую очередь, мы говорим о цифровом потребителе и о том, как он покупает и что для него означает поход в магазин. И если смотреть на более широкий контекст, то да, продуктовый ритейл отстает по доле онлайн-продаж от других сегментов, однако растут другие – «цифровые» – направления: доставка готовой еды и доставка ингредиентов для приготовления еды дома по подписке. С точки зрения традиционного подхода, это совсем не продуктовый ритейл, но с точки зрения потребителя – это близкие жизненные ситуации. В этом смысле e-grocery – это гораздо больше, чем доставка продуктов онлайн или самовывоз из магазинов, так что статья освещает вопрос лишь частично, однако наглядно, а главное – демонстрирует простой тренд: все больше потребителей пользуются цифровыми решениями, поэтому ритейлерам надо меняться, и меняться очень быстро».
Задать вопрос Денису Собе-Панеку, директору Strategy Partners
Отправляя информацию, вы даете согласие на обработку персональных данных.