Дайджест цифровой трансформации
По заветам Грефа: как российские компании готовятся к цифровизации

Цифровая трансформация российских компаний неизбежна. Иначе они будут просто нежизнеспособны. К такому выводы пришли участники Форума по цифровой трансформации. В «Газпром нефти» считают, что применение цифровых технологий увеличит операционную прибыль на 20%. На базе компании сейчас выстраивают «цифровую нефтяную компанию»: она обладает классическими нефтяными активами, но при этом управляется на основе больших данных и цифровых моделей. В медиа главной новацией станет повсеместный переход к модели платной подписки – модель с повсеместной рекламой себя полностью исчерпала, начала вызывать раздражение. Поэтому в 2018 году был запущен проект «РБК Pro», который будет распространяться по подписке. Будет радикально преображена «Почта России»: в ней модернизируют внутренние процессы, внедрят искусственный интеллект, появятся цифровые продукты для клиентов.
Цифровая трансформация изменила всю экономику, в том числе и антимонопольное регулирование

Замглавы ФАС рассказал, что у ведомства нет возможности прекратить разрабатывать поправки в законодательство. Из-за изменений в условиях цифровой экономики его приходится менять постоянно. Нужно менять критерии доминирующего положения и границ товарных рынков. Booking.com, например, занимает всего 6% на рынке гостиничных услуг, но определяет всю политику поведения других участников. Ещё одной особенностью рынков стала их глобализация. В самой ФАС изменились проверки в области расследования картелей – сейчас при проверках выявления антиконкурентных соглашений служба идёт уже за подтверждением наличия картеля, так как факт его создания ей уже известен.
Цифровая трансформация в российских регионах

В исследовании на тему цифровой трансформации приняли участие более полутора сотен респондентов из 70 городов, доля столиц (Москва и Санкт-Петербург) составила 13%. Главные стимулы к трансформации – желание поменять методики управления, ликвидация технологического отставания и возможность работать по-новому – создавать цифровые рабочие среды. Среди главных ожидаемых «быстрых» эффектов – повышение эффективности работы и сохранение конкурентоспособности. Основной долгосрочной целью стала оптимизация процессов принятия бизнес-решений. В компаниях от трансформации ожидают усиления позиций на рынке, рост удовлетворённости клиентов и выхода на новые рынки. Руководят трансформационными проектами в основном ИТ-руководители.
Цифровая экономика обеспечит к 2020 году рабочими местами
200 млн китайцев

Согласно статистике, приведенной CAICT, 50,54 млн рабочих было вовлечено в цифровую трансформацию обрабатывающей промышленности в 2017 году, что составляет 22,4% от общего числа трудоустроенных в этой сфере. К 2020 году цифровая экономика Китая создаст более 200 млн рабочих мест. Ключевым сектором внедрения цифровых технологий с очень высоким потенциалом создания новых рабочих мест стала обрабатывающая промышленность. На развитие цифровой экономики в ближайшие пять лет Китай потратит треть годового ВВП – $14,6 млрд.
Кибербанк с человеческим лицом

Цифровая трансформация затрагивает практически все сферы нашей жизни, и банковская отрасль не исключение. В России цифровая революция в финансовой сфере происходит быстрее, чем в Западной Европе, где финансовый сектор более консервативен. За короткое время крупнейшие банки перевели в онлайн классические банковские операции – открытие депозитов, счетов в российской валюте и валютных счетов, оформление кредитов. Клиенты банков переводят друг другу деньги в несколько кликов в течение 5 секунд. Банки сокращают физическое присутствие на улицах городов. Но главная ценность банка будущего – в его уникальной экспертизе: он будет стремиться предложить человеку кредит в тот самый момент, когда он ему понадобится, оформить вклад тогда, когда появится потребность.
Как приспособиться к цифровой трансформации бизнесам не цифровой специфики

Для некоторых предприятий цифровая трансформация является разрушительной силой, которая заставляет их играть в догонялки. Для других открывает двери для беспрецедентных возможностей. HR-процессы в части развития персонала могут быть автоматизированы: нужно работать над тем, как новички узнают о регламентах, продуктах и целях, какими информационными ресурсами они могут пользоваться. Одно дело каждый раз при приеме персонала проводить инструктаж, выделять ресурсы, людей, наставников, организовывать, контролировать результаты. Другое дело – создать библиотеку электронных курсов, с картами знаний, и автоматизировать e-learning в компании, как непрерывный процесс: от адаптации новичков до регулярного повышения квалификации всего штата по компетенциям.