Thomas Hogan
Меняйся или умри: почему инициативы цифровой трансформации должны исходить от руководителей
«Какой толк компании от этой электрической игрушки?» - так президент Western Union Уильям Ортон ответил на предложение Александра Грэма Белла купить патент на телефон в 1877 году. Ещё через 100 с лишним лет Nokia потеряла позицию лидера на мировом рынке мобильных телефонов, когда в компании не поняли вовремя, что данные – а не голос – это будущее связи. Обе эти компании не смогли уловить тренды технологического развития.

Оглядываясь назад, легко смеяться над высокомерием этих компаний, но сегодня многие главы и руководители точно так же подходят к цифровым технологиям, что ставит их бизнес под угрозу. Новые технологии, такие как искусственный интеллект, аналитика больших данных, виртуальные помощники, преобразуют бизнес-операции, производство продуктов и оказание услуг, в то время как многие новые стартапы и технологические гиганты извлекают выгоду из своего масштаба и (аналитического) мастерства, совершая переворот в целых отраслях. Сегодня цифровые технологии – это вопрос выживания. Опрос 2017 года показал, что 56% генеральных директоров компаний, в которых реализуются цифровые инициативы, сообщили об увеличении прибыли.

Хорошая новость – осведомлённость и любопытство среди руководителей всё растут. Плохая – слишком много руководителей быстро передают бразды правления лидерам нижестоящих подразделений. Логичный аргумент в этом случае – желание обратиться к экспертам в предметной области. Но у такого подхода есть и недостаток – это риск смещения стратегических и операционных приоритетов, а также неизбежное снижение скорости реализации проектов без прямой поддержки сверху. Цифровизация слишком важна и охватывает слишком много аспектов, чтобы генеральный директор не принимал активное участие в трансформации.

Цифра здесь, там, везде

Конечная цель цифровой трансформации – создание системы, вплетённой в каждый аспект деятельности и стратегии компании. Лидеры должны определить элементы бизнеса, которые наиболее подвержены угрозе со стороны цифровизации, и защитить их, трансформировав.

Расставив приоритеты, компании разрабатывают инициативы, которые затрагивают клиентов, партнеров и потенциальных клиентов. Эти инициативы способны повысить доходы, улучшить лояльность клиентов. Тем более, что сегодня, в эпоху смартфонов и социальных сетей, потребление информационных технологий клиентами приводит к совершенно новому уровню их ожиданий.


(Не совсем) Доброкачественное пренебрежение

Успешные цифровые инициативы оказывают огромное влияние на результаты бизнеса, на опыт и лояльность клиентов, на повышение узнаваемости, восприятие бренда, новые способы получения прибыли, на улучшение бизнес-процессов и операционной деятельности. Так почему же не все лидеры внедряют инновации?
Согласно опросу 2018 года, большинство руководителей признают необходимость структурных изменений, но только у 62% есть инициативы или программа трансформации, направленная на цифровизацию бизнеса. Часто руководители предоставляют цифровые инициативы исключительно ИТ-подразделению, которое может быть физически и функционально отделено от остальной части компании. В результате – лишь поверхностные изменения, которые навязываются сложившейся внутри компании культуре. И сотрудники попросту не желают их принимать.

Настоящая трансформация требует вовлечённости руководителей. Только они способны сформировать общее видение, которое должно гарантировать использование технологии для достижения конкретных целей, а не ради себя самой.


Стань цифровым в буквальном смысле

Истинная цифровая трансформация – целостная. Этого результата нельзя добиться пока CEO, его руководители и их команды не поймут, какие технологии они применяют. Способность бегло говорить на эти темы критически важна для руководителей. Ведь именно им предстоит определять, какие технологии являются разумными инвестициями, а какие – просто причудами.


Срок: вчера

Пять лет назад всем казалось, что если ты не в контентном бизнесе или транспортной отрасли (спасибо Netflix и Uber), то у тебя иммунитет от физического разрушения. Но это не так. Каждая компания в любой точке планеты независимо от масштаба либо будет разрушена, либо перестроит себя сама.

Яркий пример – региональные банки и кредитные организации. В последние годы крупные банки используют все свои финансовые и человеческие ресурсы для внедрения инноваций в цифровом банкинге. Эту волну подхватили новые банки, которые работают только в цифровом формате. Сегодня на их бизнес претендуют как старые игроки, так и стартапы, которые выходят на рынки с совершенно новыми и разрушительными бизнес-моделями.


Как привести компанию к цифровой трансформации

Во-первых, не бойтесь. Сегодня перемены происходят с такой скоростью, что экспертов по всем темам в этой области не существует. Выделяйте время на обучение. Задавайте вопросы – глупых вопросов не бывает. Подавайте пример всей компании.

Во-вторых, выберите цель и идите к ней. Вы будете совершать ошибки, но только так достигнете успехов. Убедитесь, что вы создали видение своей цели, и что ваша инициатива заставляет компанию двигаться к ней.

Наконец, привлекайте и используйте ваши команды, но не делегируйте все решения. Оставайтесь вовлечённым в процессы. Если вы не чувствуете себя неловко со своей командой, то вы, вероятно, недостаточно включены в работу.