Кейс: Amazon
Для драйвера экосистемы главное – стать основным источником товаров или услуг в конкретной области. И один из самых ярких примеров такого драйвера – компания Amazon. В 1995 году она запустила сайт с книгами, а сегодня является местом для покупок практически всего, что нужно потребителю, и платформой для предпринимателей, открывающей им доступ к покупателям.
Исследование, которое провели Питер Вайл и Стефани Ворнер, авторы книги «Цифровая трансформация бизнеса», показывает, что у конкурентного преимущества есть три возможных источника. Как их использует Amazon?
✔ Контент.
Amazon предоставляет цифровые продукты – фильмы и софт, информацию о физических и цифровых продуктах, которые продаёт она или предприниматели на её платформе.
✔ Клиентский опыт.
Сайт Amazon включает все процессы, которые касаются клиента – от вариантов оплаты до напоминания о покупке товаров в корзине, оповещения о доставке и уведомление о получении. Выбирать товар помогает пользовательский контент – рейтинги и отзывы, а также инструменты вроде истории покупок и таргетированных рекомендаций.
✔ Платформа.
Набор оцифрованных бизнес-процессов, данных и инфраструктур предоставляет клиенту контент. Внутренние платформы помогают компании анализировать потребительское поведение, а также включают процессы, не касающиеся клиентов – например, HR и финансы. Внешние платформы охватывают мобильные устройства и ПК, на которых клиенты ищут товары, телекоммуникационные сети и партнёров вроде службы доставки UPS, которые интегрированы с внутренними платформами Amazon.
Компания Amazon стала первопроходцем и заняла лидирующее положение в отрасли. Она укрепила свои позиции с помощью поиска: в 2015 году на долю Amazon пришлось 44% всех поисковых запросов продуктов в США, а следующие 24% разделили Bing и Google. За год компания продаёт более 5 миллиардов товаров, из которых почти половина – сторонних продавцов. На компанию работают 45 тысяч человек и роботы.

Чистый доход вырос с 14,84 млрд долларов в 2007 году до 177,97 млрд в 2017. Во время IPO в 1997 году акции компании стоили 18 долларов, а сегодня они превышают 1 600 долларов.