Цифровая доставка: как меняется индустрия грузоперевозок
Грузоотправители хотят получить комплексное решение своей задачи, от организации мультимодальной перевозки и обработки груза — хранения, комплектации заказа, сортировки и палетирования — до управления цепочками поставок, и не переплачивать за это. Отрасли приходится соответствовать новым требованиям.

Эксперты видят решение задачи в цифровой трансформации рынка. Конечно, переход на цифровые инструменты не решит все проблемы, в том числе проблему недостаточности физической инфраструктуры, но, во-первых, цифровизация требует несравнимо меньших инвестиций, чем капитальные вложения, во-вторых, даёт быстрый эффект и, в третьих, за счёт экономии ресурсов создаёт источник финансирования инфраструктурных проектов.
«Электронный документооборот в сочетании с другими решениями, например цифровой границей, даёт повышение коммерческой скорости от 20 до 100% в зависимости от сценария перевозки, в 30 раз снижается стоимость транзакции оформления документов, время простоя грузовика на границе сейчас в среднем составляет 36 часов, а сократится до двух. Мы видели компанию, которая внедрила простое цифровое решение, а показатель ROI (return on investment, прибыль на инвестированный капитал) вырос более чем на 1500% в годовом исчислении», – Антон Точин, руководитель центра цифровой трансформации Strategy Partners
С Точиным соглашается Ольга Наумова, заместитель генерального директора ГК «Соллерс», генеральный директор Lorus SCM. Для оценки эффекта от цифровизации она приводит в пример пулинг — формирование единого пула товаров от разных поставщиков. В одном грузовике может ехать до 30 поставок разных грузоотправителей и полпалеты бумажных документов, так как каждый отдельный груз сопровождает кипа бумаг. От них вполне можно было бы отказаться, но безбумажный документооборот не имеет силы на уровне законодательства. Например, для дорожной полиции, которая остановит грузовик для проверки, цифровой путевой лист не аргумент. В результате участники рынка тратят огромные ресурсы на оформление бумаг, притом что цифровизация способна снизить стоимость одной транзакции в десятки раз.

На «цифре» растёт инвестиционная привлекательность бизнеса


Громоздкий бумажный документооборот и аналоговые средства коммуникации участников сделки снижают инвестиционную привлекательность отрасли грузовых перевозок, считает Илья Саттаров, генеральный директор группы Globaltruck.

В 2020 году в компании запустили проект «Цифровой экспедитор» для повышения внутренней эффективности и ускорения отклика на клиентские заявки. На деле выгода оказалась даже больше: возможности Globaltruck заметно расширились за счёт привлечения небольших транспортных компаний в качестве субподрядчиков.

«Мы агрегируем небольших участников рынка для улучшения своей ресурсной базы, но переключиться на цифровую историю нам важно ещё и потому что аналоговая совсем не так привлекательна для внешних инвесторов. Комбинированная модель бизнеса, где есть и использование собственного парка, и возможность расти дальше за счёт агрегации, инвесторам более интересна», — подвёл итог Илья Саттаров.

Вызовы и выгоды цифровизации для государства


Участники рынка сходятся в том, что основные барьеры в цифровизации индустрии грузоперевозок и логистики — это отставание регулирования от потребностей отрасли, неэффективные стандарты и недостаточность квалифицированных кадров.

Признание третьими сторонами цифровых документов по сделке между грузоотправителем и грузоперевозчиком — самое узкое место в отрасли. Игроки рынка ждут, что государство узаконит электронный документооборот. Для этого нужны специальные платформы и организация равного доступа к этим ресурсам всех участников.

Многие логистические компании заинтересованы в цифровизации бизнеса, но считают, что не располагают для этого достаточными финансовыми ресурсами. У этой проблемы тоже есть решение. Во-первых, Министерство цифрового развития занимается программами льготного финансирования, во-вторых, по данным Strategy Partners, расходы на цифровизацию составляют примерно 5% от капитальных затрат, а эффекты несопоставимы.

Острая нехватка квалифицированных специалистов — это по-настоящему большой вызов для рынка труда. По оценке Ольги Наумовой, роботизированные решения по управлению всей цепочкой поставок и создание общего контура управления транспортной задачей могут переложить на искусственный интеллект до 90% человеческой занятости. С одной стороны, огромное количество рабочих мест для низкоквалифицированных работников просто исчезнет, а с другой — будут созданы новые для специалистов более высокого класса. Разрыв между спросом на профессионалов и предложением с каждым годом будет углубляться, если система образования не сумеет на него адекватно отреагировать.

Ещё один немаловажный эффект цифровизации для государства — это прозрачность. По разным оценкам, по серым схемам работают от 30 до 50% автомобильных грузоперевозчиков. Они будут вынуждены выйти из тени и платить налоги. По мнению экспертов, только небольшая часть подобных бизнесов обречена на вымирание, остальные найдут свою нишу, например консолидируются с более крупными предприятиями.

Цифровой мир для потребителя


Автоматизация затрагивает не только b2b-решения, но и b2c. Например, компания СберЛогистика создала для клиентов конструктор. «Сейчас получатель услуги вынужден встраиваться в уже существующие цепочки. Мы хотим сдвинуться в другую сторону: предлагаем широкий набор сервисов — постройте свою собственную цепочку. Получается, что это эксклюзивный продукт, следовательно, дорогой, мы же хотим сделать его дешёвым, ведь для массового потребителя цена — ключевой фактор», — рассказал о глобальных планах компании заместитель генерального директора, куратор блока ИТ и технологии СберЛогистики Сергей Климаш.

Чтобы сделать цену максимально привлекательной, искусственного интеллекта мало, нужна и физическая инфраструктура соответствующего качества и ёмкости. «Цифровизация не может сделать физический мир нематериальным. Мы можем делать прекрасные бизнес-модели, но, если дорога неровная, автомобиль разобьётся», — рассуждает Сергей Климаш.

Цифровизация в представлении СберЛогистики — это не автоматизация отдельных процессов, а создание новых цифровых инструментов, с помощью которых можно моделировать и улучшать физический мир, снижать уровень проблем и стоимость услуг. «Мы двигаемся к оказанию услуги доставки по запросу — тогда и там, где удобно пользователю. Если клиент говорит, что готов принять курьера прямо сейчас, в течение 15 минут ему принесут посылку или заберут её. Удешевление услуги происходит не за счёт оптимизации каждой отдельной транзакции, а всей совокупности потоков денег, людей, товаров и услуг. Если приходят не четыре курьера, а один, и приносит продукты, заказ из аптеки и посылки из интернет-магазина, то оказывается, что экономика услуги вполне позволяет снизить её стоимость в несколько раз. Только так инфраструктура и „цифра“ вместе сделают эксклюзив дешевым. Мы нацелены не только на конечного потребителя, хотим также дать бизнесу возможность построить свой продукт, в котором логистика — это составная часть на базе наших решений», — поделился планами Сергей Климаш.

«Цифра объединяет разных игроков рынка: «умное» страхование, маршрутизацию, использование физической инфраструктуры и т. д. Так создаётся бесшовная интеграция между инфраструктурой и клиентскими задачами с участием всех игроков рынка, чётко интегрированных друг с другом. В результате в выигрыше все», — Ольга Наумова, генеральный директор Lorus SCM.

Подписывайтесь на новости и статьи!

Email
Name
Phone
Comments