Разработчики и пользователи ГИСП обсудили опыт использования и перспективы развития системы
на 2021 год
20 ноября 2020 года в рамках ИННОПРОМ онлайн состоялась панельная дискуссия «Государственная информационная система промышленности: как онлайн-сервисы сегодня помогают развивать бизнес в сфере промышленности». Организатором встречи выступили Минпромторг России и Фонд развития промышленности. Модератором сессии выступил Константин Тихомиров, директор практики «Цифровая трансформация» Strategy Partners.
В дискуссии приняли участие около 1 900 представителей промышленных предприятий и организаций, органов государственной власти, а также экспертного сообщества в сфере цифровой трансформации. В качестве спикеров выступили представители Минпромторга России, Фонда развития промышленности, РСПП, НП «ОПОРА», предприятия различных отраслей, разработчики и поставщики ИТ-сервисов. Опытом эксплуатации ГИСП поделились представители Volvo Group Russia, ООО «Абинский Электрометаллургический завод», ООО «ВОЛГАБАС», ЗАО «Кушвинский завод прокатных валков» и др.

Видео дискуссии доступно по ссылке.
Основной целью встречи стало обсуждение вопросов создания в России благоприятной цифровой среды для развития промышленности путем развития Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Strategy Partners активно участвует в проведении комплексных работ по развитию ГИСП, включая разработку целевого набора сервисов и реинжиниринг технологической архитектуры. Сегодня в ГИСП размещено 1 785 мер поддержки, более 1 тыс. системообразующих и оказывающих влияние на развитие отрасли предприятий, более 50 тыс. пользователей, свыше 8 тыс. ежедневных активных пользователей, около 800 тыс. позиций в каталоге продукции.

О том, какую роль в реализации программы цифрового развития играет ГИСП, каким функционалом обладает система и какие возможности она дает пользователям рассказал Алексей Ученов, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России. Он отметил, что изначально ГИСП разрабатывался не как набор сервисов, а как основная среда для взаимодействия государства и бизнеса.

«Сегодня ГИСП постоянно эволюционирует, наращивая свой функционал. Уже оцифровано и активно используются 16 мер поддержки промышленности. Кроме того, ГИСП предоставляет сервисы не только для промышленных предприятий, но и для органов власти, институтов развития, различных объединений предприятий. Здесь можно найти удобный вариант и получить поддержку, можно сдать отчётность в цифровом виде, найти поставщиков, заказчиков услуги», - отметил Алексей Ученов.
Кирилл Логинов, заместитель директора Фонда развития промышленности - главный конструктор ГИСП рассказал о работе, которую проводит сегодня Фонд как оператор ГИСП.

«У нас на базе Фонда развития промышленности работает служба каталогизации ГИСП, которая занимается тем, что обрабатывает продукцию предприятия, гармонизирует данные и наполняет каталог продукции, - рассказал Кирилл Логинов. - Мы нацелены на максимальное упрощение процедур и поэтому данные по предприятиям, у которых высокий уровень цифровой зрелости и которые свою продукцию ведут в учетных системах, собираются автоматически. Предприятия с менее высоким уровнем цифровой зрелости собирают данные с помощью бумажных каталогов. Сегодня в числе самых востребованных сервисов ГИСП сервисы получения мер поддержки, сервисы сдачи отчетности в электронном виде и сервисы кооперации, основанные на механизмах поиска поставщиков».
Участники дискуссии связывают свое развитие с господдержкой и тесным взаимодействием с государством. Результаты онлайн голосования показали, что 88% предприятий готовы работать с государством и регулярно пользоваться мерами господдержки.
Мария Глухова, вице-президент, управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП в своем выступлении отметила важность ГИСП с точки зрения налаживания коммуникаций между государством и бизнесом: «Когда создавалась ГИСП она воспринималась бизнесом как еще одна точка сбора обязательной отчетности, которую придется заполнять и передавать. Для нас очень важно, что за последнее время восприятие государственной информационной системы промышленности как точки сбора информации превратилось в среду для бизнеса. Мы видим, что для компаний это не обязательная дополнительная нагрузка. Для компаний это возможности воспользоваться теми сервисами, которые предлагает Государственная информационная система промышленности ФРП и самое главное воспринимается ими в цифровом виде».

В ходе онлайн-опроса о наиболее перспективных инструментах ГИСП для решения бизнес-задач пользователи сервиса назвали: удобный проактивный поиск мер поддержки 37%, автоматическую сдачу отчетности 22%, цифровые решения для бизнеса на основе цифрового паспорта предприятия 16%.
Владимир Дождев, директор департамента цифровых технологий Минпромторга России отметил: «Несмотря на некоторые сложности, ГИСП сегодня решает одну из важнейших задач в реализации цифровой повестки в промышленности, став единой платформой цифровых услуг для предприятий».

Он рассказал о новых направлениях в развитии ГИСП на 2021 год. В числе приоритетов – объединение ключевых сервисов и создание единой бизнес-среды для повышения эффективности взаимодействия, работа с данными и интеграции с ведущими информационными системами.

«Сегодня ГИСП объединяет уже больше сотни сервисов, созданных для решения специальных задач, - добавил Владимир Дождев. - Поэтому для повышения пользовательского комфорта эти сервисы надо объединить, сделать их доступными в единых сценариях, в том числе с точки зрения дизайна. ГИСП должен стать одним из главных элементов национальной системы управления данными, источником первичной информации о промышленном производстве. Мы должны переходить на формат витрин данных, чтобы ассоциации могли пользоваться ими и формировать для нас заказ на меры поддержки в разных отраслях. Главная цель – осуществить переход на проактивную модель господдержки, исходя из динамики развития компании, которую видим в системе».

Максим Третьяков, вице-президент НП «ОПОРА», руководитель Комитета по промышленности ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент НП «Ассоциация Электрокабель» добавил: «ГИСП, начинаясь как Facebook для промышленности, должен дорасти до UBER или Amazon. В идеале ГИСП должен стать маркетплейсом, где будут встречаться продавец и покупатель. ГИСП уже состоялся как портал госуслуг, где представлены главным образом – крупные компании, но не хватает малой и средней промышленности, которые представлены отраслевыми союзами. Отраслевые союзы могут подгружать данные по выпуску продукции, помогать в работе ФРП и давать отраслевую экспертизу по дефициту мощностей. Сегодня отрасли важно видеть планы развития крупных компаний, чтобы производители понимали, какова потребность и таким образом планировали выпуск».

В ходе финального голосования о том, какие процессы в компании должны стать полностью цифровыми, в первую очередь участники дискуссии выделили: продажи и взаимодействие с потребителями 40%, производственную деятельность компании и управление цепочками поставок 16%, управление ИТ-инфраструктурой, управление данными и новую аналитику 16%, проектирование и управление продуктами 10%, управление персоналом, включая удаленный офис, обучение, кадровый учет 3%, корпоративные функции (управление финансами и бухгалтерский отчет, работу юридической службы, административно-хозяйственное обеспечение) 13%.