Золотая осень: «Интернет вещей», беспилотные комбайны и покупка конкурентов
Какие технологии сегодня нужно использовать сельхозпредприятиям? Отстают ли российские компании, или опережает в этом плане зарубежных производителей? Когда приходит время покупать конкурента или продавать часть бизнеса, как банк в этом поможет? И как не стать банкротом?
Эти и другие темы обсудили на российской агропромышленной выставке «Золотая осень» на сессиях, организованных «Сбером» и Strategy Partners».
Цифровые карты, «интернет вещей» и беспилотные комбайны

Уже сегодня российские компании используют огромное количество датчиков, в том числе для контроля топлива и отслеживания движения урожая. Только на основе обработки этой информации с помощью технологий «Больших данных», а также с использованием «цифровых карт полей», можно принимать грамотные решения, которые позволяют повышать урожая.
«Большие данные» нужны и для продаж. Бизнесу необходимо чётко понять своего конечного клиента, и, исходя из его портрета, переориентировать линейку продуктов», – отметил директор проектов «Технологии отраслевой трансформации» ПАО Сбербанк Андрей Обухов.
И если раньше различные предназначенные для этого сервисы, в том числе – на основе искусственного интеллекта, были доступны только крупному бизнесу с большими бюджетами, то сегодня их могут использовать и небольшие предприятия благодаря развитию «облачных технологий». «Облака» в очередной раз доказали свою эффективность, когда их использование помогло ритейлерам легко расширить мощности во время самоизоляции – в момент роста нагрузки на инфраструктуру.

Люди стали чаще покупать продукты онлайн. Если ещё год назад в пищевой промышленности прогнозировали 10% онлайн-продаж в течение 4-5 лет, то сегодня значительная доля уже идёт через цифровые каналы.

Этот тренд оказывает влияние и на B2B-сегмент. Если люди заказывают продукты и готовые блюда со смартфона, такие же решения должны быть и для бизнеса. Пример – платформа для оптовых закупок продуктов «на_полке» от «Сбера» и «Эвотор». Коммерческий директор платформы Антон Никеров рассказал, что один из производителей смог увеличить продажи на 40% после выхода на платформу.

Россия имеет потенциал для инноваций за счёт структуры сельского хозяйства – средний размер хозяйства составляет несколько тысяч гектар. Это позволяет проводить масштабные внедрения и аккумулировать средства для инноваций. И уже сегодня страна находится среди лидеров по некоторым культурам, например, по экспорту пшеницы она занимает первое место в мире.

Для обработки таких территорий нужна мощная техника, которая может быть беспилотной. Российская Cognitive Agro Pilot оснастила своей системой оснастили 350 единиц техники в России, и, кроме того, систему тестирует в Пенсильвании один из крупнейших производителей сельхозтехники CNH Industrial. Так что сегодня у российских компаний есть возможность войти в новый технологический уклад и обойти страновых конкурентов.
«Сегодня каждый предприниматель и собственник крупного, среднего и малого бизнеса может найти себе комбинацию из решений, которая позволит ему отстроиться с помощью правильной бизнес-модели от конкурентов, найти конкурентные преимущества и заработать маржу, которую с каждым годом становится сложнее зарабатывать», – отметил engagement-партнёр Strategy Partners Андрей Заутер.
Время покупать бизнес (или продавать)

Во время пандемии все процессы, связанные с цифровизацией, получили импульс. Игроки задумались о точечном подходе к анализу издержек, прибыльности, доходности, об инструментарии для эффективного управления процессами. Лучше всего перестроиться получилось у крупного бизнеса – за счёт вертикальной интеграции и финансовых возможностей.

Сильные компании получили новые возможности, а слабых кризис «вымывает» с рынка. И если компания достаточно сильна, способна привлечь дополнительное финансирование, если у неё есть капитал для проведения вертикальной интеграции, а рынок позволяет выйти в лидеры – нужно рассматривать подход слияний и поглощений, считает Татьяна Крейтор, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса ПАО Сбербанк.

С другой стороны, чтобы не выступить в роли продавца, не выйти из бизнеса, необходимо работать эффективно и быть «на последней миле» с потребителем, знать его портрет, отметил Константин Корнеев, исполнительный директор ООО «Ринкон Менеджмент».

В любом случае банк выступает надёжным партнёром для предпринимателя, и партнёрство должно быть взаимным. При возникновении проблем, связанных с бизнесом, необходимо сообщить менеджеру банка. «Сбер» в этом случае поможет найти консультанта, который посмотрит на предприятие со стороны и проведёт первичную диагностику.

Но зачем кому-то покупать бизнес, если можно всё сделать с нуля? Алексей Лозовой, директор департамента инвестиционной деятельности ПАО Сбербанк, считает, что инвестор всегда должен иметь альтернативу. Среди плюсов, которые есть у сделок M&A, он называет снижение конкуренции за счёт покупки актива и получение денежного потока «в моменте».
«Очень важно, когда отрасли и подотрасли перенасыщаются, когда создаются условия для сильных компаний зайти в «окна возможностей» и вытеснить слабых, эффективно использовать технологии. В связи с пандемией уже произошло ускорение онлайн-активностей, связанных с логистикой и дистрибуцией», – отметил Андрей Заутер, engagement-партнёр Strategy Partners.