Женева: в гармонии с природой
В пятёрку самых «умных» городов мира входят сразу два представителя Швейцарии – Цюрих, о котором мы писали ранее, и Женева. Женеву нередко признают лучшим городом для жизни. Впервые упомянутый в первом веке до нашей эры как кельтское поселение, он в 1815 году вошёл в состав Швейцарии на правах кантона.
Ещё в конце XVII века, когда на гугенотов вновь начались гонения во Франции, Женева с радостью приняла беженцев – эти ремесленники и предприниматели способствовали развитию города.

Сегодня Женева – второй по величине город Швейцарии после Цюриха. Около половины его жителей – иностранцы. Электроэнергия здесь на 100% производится из возобновляемых источников, а сеть зарядных устройство для электромобилей – наиболее развитая во всей Швейцарии.
Женевское озеро и отопление

Женевское озеро – самое большое озеро в Альпах. Жителям города оно помогает сохранять прохладу летом и отапливать дома зимой. Собранную летом на глубине 45 метров воду используют для охлаждения домов. Зимой же в системе труб включают тепловые насосы – так дома отапливаются. Системой можно управлять в режиме реального времени в соответствии с потребностями домов, что помогает сократить тепловые потери на 10%.
Электрозарядки для автобусов на остановках

В Женеве электробусы заряжаются прямо на остановках, во время высадки и посадки пассажиров. Для зарядки используется механический манипулятор, который подсоединяется к неприметному подвесному порту – его легко принять за уличный фонарь.

Эта технология называется «Системой оптимизации электропитания троллейбусов», или TOSA – Trolleybus Optimisation Système Alimentation», её начали тестировать в Женеве в 2018 году. Кроме быстрой зарядки на остановках, автобусы заряжаются за счёт замедления хода или при движении «под горку».

Результатом стало сокращение вредных выбросов в атмосферу на 1000 тонн в год на каждый автобус.
Сеть зарядных станций для электромобилей

В городе уже более сотни лет ежегодно проходит Женевский автосалон. В последние годы гиганты автоиндустрии и инновационные компании – Tesla, Nissan, Fiat, Volkswagen, Mercedes, Skoda и многие другие – всё чаще представляют новые модели электромобилей и технологий для их зарядки.

Такие решения приветствуются, во-первых, из-за высоких амбиций Швейцарии в области сокращения вредных выбросов, и, во-вторых, потому что в городе благодаря инициативе Move от Services Industriels de Genève (SIG) размещена наиболее развитая во всей стране сеть зарядных станций для электромобилей.
«Умная» парковка

Интересное отличие Женевы от многих городов – подход к парковке автомобилей. Около 30% городского трафика приходится на авто, водители которых ищут свободные места. В Женеве размещены датчики, которые определяют свободные места для парковки или же «знают», когда место освободится. Эта информация поступает водителям на смартфон, и с него же они могут оплатить парковку.
От умного города – к умному кантону

Согласно экономической стратегии развития Женевы планируется к 2030 году на основе концепции «умного города» создать «умный кантон». Благодаря информационным технологиям будет обеспечено более эффективное использование ресурсов, управление транспортной инфраструктурой и зданиями.

Достижению этой цели сегодня мешает разрозненность: в кантоне функционируют 45 суверенных правительств разных коммун. В каждой коммуне – собственные инновационные проекты, уникальные «умные» инициативы.

Для решения этой проблемы власти планируют инициировать дискуссионную площадку под эгидой Совета по устойчивому развитию, которая объединит представителей экономических, социальных и экологических кругов, и совместно со всеми участниками разработать план и технико-экономическое обоснование проекта. Подробнее со стратегией можно ознакомиться по ссылке.