Цюрих: «умный город»
со швейцарской точностью
В конце II века на месте Цюриха был таможенный пост, как город он впервые упоминается в 929 году. Сегодня это крупнейший финансовый и научный центр Швейцарии с населением в 428 тысяч человек, в пределах агломерации которого проживают более 1,3 млн. В городе есть множество «умных» зданий, работает технологичная система переработки мусора и качественная система общественного транспорта.

Вместе с Сингапуром и Осло этот город входит в тройку самых «умных» в мире. Какие инициативы делает его «умным», как технологии делают лучше и комфортнее жизнь граждан?

Вызовы и принципы «умного города» Цюриха

С какими вызовами Цюриху необходимо справиться:

► Растущее население

► Поддержание высокого уровня жизни

► Устойчивое энергообеспечение

► Повышающиеся требования к мобильности

► Старение населения
Главные принципы, которыми пользовались при разработке стратегии «умного города»:

► Человекоцентричность

► Объединение и коллаборация

► Открытость и суверенность

► Гибкость
Главные инициативы «умного города» в Цюрихе:

► Аккаунт гражданина:

  • Цифровизация администрации
  • Единая точка доступа
  • Платформа для новых сервисов

► Открытые данные Цюриха:

  • Открытые данные правительства
  • Прозрачность
  • Доступность данных для разработчиков

► Акселератор:

  • Международная программа для стартапов
Цифровой двойник города

К 2040 году население Цюриха может вырасти на 280 тысяч человек. Власти столкнутся с рядом проблем, в том числе – необходимостью более плотной застройки. Обычно для принятия решений используют лишь статистические данные, в процесс при этом вовлекают ограниченное число граждан и других заинтересованных сторон.

Цифровая трансформация планирования и принятия решений делает эти процессы более прозрачными и доступными для понимания. В Цюрихе используют «цифровой двойник» города: 3D-модель, которая визуализирует все здания, мосты и зелёные насаждения.
Важным шагом является запуск 3D-модели в рамках «открытых данных правительства» – Open Government Data. Это помогает создавать новые приложения, улучшать платформы.

Вопросы, связанные с городским климатом, можно смоделировать с помощью «цифрового двойника», а затем добавить в него результаты работы по изменению ситуации. Городской климат важнее, чем может показаться на первый взгляд: разница температур между центром и периферией в Цюрихе, Берне и Женеве в летнюю ночь достигает 7°C. Источники повышенного тепловыделения – это так называемые «городские температурные пятна», с которыми необходимо бороться. Один из способов регулирования температуры – новые зелёные насаждения.
Транспорт

Развитая транспортная инфраструктура – начиная от аэропорта, который входит в пятёрку лучших в мире, и заканчивая арендой велосипедов – является одной из важнейших черт, которые отличают Цюрих от множества других, в том числе и «умных», городов.
Каждый второй житель кантона Цюрих выбирает общественный транспорт, чтобы добраться до работы или в школу, по данным оператора – компании VBZ.

Одна из причин такого отношения – доступность: каждый гражданин живёт всего в 500 метрах от остановки трамвая, поезда или автобуса. Всего действуют более 60 маршрутов для этих видов транспорта. Только метро, S-Bahn, насчитывает более 170 станций на 26 линиях и перевозит 400 000 человек ежедневно.

На остановках для удобства пассажиров размещены электронные табло с временем прибытия общественного транспорта.

Чтобы управлять парком из более чем 300 трамваев, 80 троллейбусов и 250 автобусов, VBZ использует систему ITS – Intelligent Transport System. Впервые эта система была введена в городе ещё в начале 1970-х. Сегодня VBZ всегда знает, где конкретно находится каждая единица транспорта, что позволяет лучше контролировать парк и избегать нарушений расписания.
К 2024 году через Цюрих планируют проложить подземную сеть для транспортировки грузов, работающую от возобновляемых источников. CST Company хочет использовать тоннели между логистическими центрами – кроме Цюриха, они соединят Люцерн, Базель и Женеву. На протяжении всего пути будут находиться более 80 хабов для загрузки и разгрузки.
Переработка отходов

Швейцарские Женева и Цюрих в рейтингах «умных городов» всегда получают самые высокие баллы в области экологии. Это касается и подходов к переработке мусора. Например, в Цюрихе есть официальные мусорные мешки Züri-Sacks разных размеров для несортируемых отходов. Жители должны донести их до контейнеров – в отличие от некоторых других городов Швейцарии, где достаточно выставить мешки на улицу. Если же человек оставит мусор в обычном пакете – полиция его найдёт и выпишет штраф.

Стекло и алюминий необходимо отсортировать и отнести в местный пункт переработки, обычно – около автобусных остановок, почтовых отделений и крупных магазинов. Собственные пункты переработки есть для крупных вещей. Картон и бумагу раз в месяц собирают прямо у дома, необходимо ориентироваться на специальный календарь.

Одежду и обувь горожане не выбрасывают, а отдают на благотворительность, например, в пользу Армии спасения.
В округе работают два мусоросжигательных завода, один из которых был построен в 1904 году, а затем модернизирован. За сжигание платят сами жители через налог – покупку мешка для отходов.
Энергия, получаемая от сжигания мусора, помогает отапливать 170 тысяч домов в городе. Из 1 тонны шлака – сожжённого мусора, который уже не опасен и не вреден для окружающей среды – можно выделить до 80 кг цветных металлов. При этом мусорных свалок в городе вовсе нет.
Поиск новых идей

Цюриху в реализации стратегии, поиске идей и разработке новых сервисов помогают предприниматели. Для них в городе проводят акселераторы и хакатоны. Среди задач, которые стояли перед разработчиками, были создание системы для измерения заполненности общественного транспорта в реальном времени, разработка инструментов для обнаружения проблем в энергоснабжении и инициатива по отслеживанию и ремонту выброшенных велосипедов.

На пилотирование проектов может быть выдан грант. Его цель – помочь быстро реализовать, а затем масштабировать наиболее успешные проекты для устойчивого развития города.

Цель одного из проектов, которые получили поддержку – узнать, достаточна ли пропускная сеть в парке или зоне отдыха: подсчитать количество людей с помощью специальных приборов на входе и затем соотнести эту цифру с объёмом используемых данных их смартфонами. Другой проект – «путешествие во времени»: создание шести «цифровых двойников» города с 7-го тысячелетия до нашей эры.

Сотрудники администрации из разных отделов, а также компании, университеты и стартапы создают новые сервисы и приложения совместно в Smart City Lab.
Открытый диалог с горожанами, а также с предпринимателями и научным сообществом, эффективное использование данных для создания новых сервисов, предоставление грантов на внедрение новых идей, человекоцентричность, ответственный подход к вопросам экологии и городского климата – всё это делает из Цюриха город, который по праву занимает высокие места в рейтингах «умных городов».