Как игрокам автомобильного рынка выжить
в новой реальности?
Часть 1
Автомобильная промышленность также, как все остальные, столкнулась с вызовами нового мира. Как в этих условиях выживать автопроизводителям, производителям автокомпонентов и дистрибуторам? Как найти новые возможности для сохранения бизнеса и даже для роста, на какие бизнес-модели обратить внимание? Какую поддержку рынок получит от государства? На вебинаре «Автопром. Новая реальность. Новые возможности» от Сбербанка и Strategy Partners эксперты отрасли поделились опытом и постарались ответить на эти и другие вопросы, важные для всех игроков. В первой статье по итогам вебинара расскажем о макроэкономических факторах, господдержке и цифровой трансформации.
В апреле и мае было отмечено снижение продаж автомобилей, рассказал Константин Зарецкий, исполнительный директор и лидер отрасли «Автомобильная промышленность», Сбербанк. Он выступил модератором вебинара. Были закрыты дилерские центры, остановлены производства, прерваны цепочки поставок. Но после этого шока компании стали предлагать новые бизнес-модели, такие как онлайн-продажа запчастей и сопутствующих сервисов, автомобили по подписке, доставка авто к подъезду.

Вячеслав Романов, старший аналитик Сбербанка, считает, что рынок восстановится после 2022 года. Он рассказал о макроэкономических трендах и об отличие нынешнего кризиса от предыдущих, случившихся в 1998, 2008 и 2014 годах. В этот раз не было резкого падения рубля и оттока капитала, Центробанк впервые вместо повышения ключевой ставки снизил её, сделав тем самым доступнее кредитование, изменилась бюджетная политика: вместо снижение правительством расходов оно увеличивает их для поддержания экономики.
В Сбербанке прогнозируют изменение ВВП в 2020 году в размере минус 4%. Факторами, которые влияют на этот показатель, являются снижение цен на нефть, сделка ОПЕК+ и ограничения, связанные с COVID-19. При этом самым важным является третий фактор. Таким образом, ВВП восстановится, если не будет новой волны ограничений.
Как кризис повлиял на потребителя? Люди находятся дома, не ходят в магазины, но делают заказы онлайн. По данным Сбербанка, траты на продукты питания выросли, но сократились затраты на услуги. Оплата труда в среднем упала на 4%, в отрасли недвижимости в частности – на 10%. При несильном снижении доходов и сильном падении потребительских расходов у части населения возникли накопления, и можно ожидать, что они поддержат покупку товаров долгосрочного спроса, в том числе автомобилей.
Автомобильный рынок очень зависит от кредитования. Если ЦБ снизит ставку на 1%, ставка по кредитам станет настолько же доступной и поддержит рынок.

Вячеслав Романов рассказал о трендах в автомобильной отрасли.

К среднесрочным негативным драйверам относятся:

► падение курса рубля к доллару и результирующий рост стоимости автомобилей,

► снижение реальных доходов населения ввиду ситуации с коронавирусом

► падение продаж приведёт к снижению загрузки мощностей и снижению инвестиций в отрасль.

К долгосрочным негативным драйверам рынка Вячеслав Романов отнёс:

► рост конкуренции на рынке такси

► рост car-sharing

► перевод бесплатных стоянок в платные.
Нейтральный фактор – рост локальных производств, который ведёт к более привлекательным ценам, но меньшей надёжности.

Сколько потерял авторынок? Потери России в апреле меньше, чем в Европейских странах. Во Франции и Италии до 90%, а у нас – 63% в апреле 2020 к апрелю 2019. Китай, который первый столкнулся с коронавирусом, но и первый открыл рынок – получил в мае 2020 года рост к маю 2019 года.

Низкие уровни продаж снижают загрузку производственных мощностей. В России мощности недозагружены примерно наполовину. С новым низким уровнем спроса будет цифра около 31%, это является проблемой для автоотрасли, и компаниям придется адаптироваться.
Основатели компании Autonomous Tractor Corp еще в 2012 году обещали выпустить «Tesla для тракторов», но их полностью автономная разработка так и осталась прототипом. Оказалось, что работа в полях должна учитывать множество переменных в зависимости от сезона, времени суток и погоды — это требовало большого вовлечения фермеров в управление автономным трактором. Компании пришлось изменить бизнес-модель: теперь она выпускает полуавтономные решения для отдельных задач (например, внесения удобрений), способные сократить расходы фермеров на 50%.

Хотя на пути к полностью автономным тракторам пока есть препятствия, объем мирового рынка такой техники составил $648,9 млн в 2016 году. К 2025 году он увеличится до $4,3 млрд, прогнозируют аналитики KD Market.

Крупные производители заметили тренд на автоматизацию. Компания John Deere создала датчик, который измеряет содержание питательных веществ в навозе и регулирует интенсивность распространения этого удобрения. Затем AI-система анализирует и показывает, как различные вещества распределяются по полю.
Российские производители не отстают от зарубежных коллег.

Недавно беспилотный комбайн собрал 67 центнеров с гектара на опытном поле в Курганской области — рекордный показатель для региона. Впрочем, пока автоматизировано только движение комбайна по полю: механизатору-человеку самому приходится выбирать угол наклона жатки, настраивать процессы обмолота и очистки зерна.
«Во время самоизоляции люди обнаружили, что sharing economy работает плохо. Те, кто рассчитывал ездить на дальние расстояния в таких автомобилях, обнаружили, что каршэринг недоступен. И это приведёт к тому, что некоторые люди, у которых есть возможности, примут решение, что владение собственным автомобилем важнее, чем гибкость в его использовании», – подытожил Вячеслав Романов.
Государственная поддержка отрасли и беспилотный транспорт

Денис Пак, директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения в Минпромторге РФ, рассказал о государственном регулировании и поддержке отрасли. Все действия департамента сегодня направлены на то, чтобы не дать предприятиям остановиться, чтобы поддержать спрос.

В этом году на автомобильную промышленность выделено более 45 млрд рублей. Из них на программу «Льготного автокредитования» приходится 17 млрд, ещё 8 млрд – на программу «Льготного лизинга». Увеличена максимальная стоимость автомобиля по программе «Льготного автокредитования» до 1,5 млн рублей, субсидии для производителей газомоторной техники.

Во второй половине этого года будет новая мера «Доступная аренда». Она направлена на стимулирование нового сегмента рынка: скидку до 25% от стоимости автомобиля получат те, кто будет приобретать авто в операционный лизинг. Как малый и средний бизнес, не являющийся плательщиками НДС, так и физические лица. В том числе такую скидку смогут получать операторы каршеринга. У программы будет ряд условий: автомобиль должен быть оснащен телематическим оборудованием, договор оформляется без права выкупа, в стоимость аренды должны быть включены страхование, шинный сервис, техобслуживание, оплата парковочных разрешений, транспортный налог.
Денис Пак рассказал об эксперименте по внедрению беспилотных транспортных средств. Обычно автомобиль используется 55 минут в сутки в среднем, заняты при этом 1,5 места. Каршеринг позволяет эффективнее использовать авто, а беспилотные технологии станут драйвером и в будущем одним из элементов добавленной стоимости в автопроме.

По данному вопросу сегодня идёт конкуренция между IT-гигантами и автопромом. Яндекс уже выпустили на дороги общего пользования более 100 автомобилей в Москве. Они нарабатывают данные, которые в будущем позволят строить беспилотные автомобили. Также работу ведут транспортные компании – Камаз, Группа Газ.
Ожидаемые результаты реализации «дорожной карты» Автонет – возможность эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на дорогах общего пользования, выработка технических требований к автоматизированной системе вождения.
Важен ещё один элемент цифровизации, который сегодня внедряют в автомобильную промышленность. Все российские автопроизводители с конца прошлого года перешли на электронные паспорта. Это позволит создать прозрачную историю автомобиля, оцифровать процессы, связанные с жизненным циклом транспортного средства, обеспечить высокую степень защищённости информации от изменений. Паспорт действителен во всех странах-членах Евразийского экономического союза. Это даёт возможность обелить рынок.
Будущее рынка и цифровая трансформация отрасли

Александр Идрисов, президент Strategy Partners, рассказал о сложившейся ситуации на рынке и его будущем, о глобальных изменениях и важности цифровизации, о том, как должна выглядеть стратегическая повестка менеджмента, а также сформулировал три главные вопроса, которые сейчас встают перед собственниками бизнеса.

Что бы ни происходило на этом рынке, он будет жить, уверен Александр Идрисов. На глобальном рынке заняты 60 млн человек, его объём достигает 5,5 триллиона долларов. Безусловно, падение от коронавируса составит значительную величину – в среднем 21,5% по миру. Важны глобальные изменения – то, что влияет на потребительские предпочтения сегодня. Автомобили становятся электрическими, используются share services, на дорогах появились подключенные автомобили, имеет значение и entertainment-системы.
Александр Идрисов рассказал о ряде трендов, важных для рынка. Среди них – чистота и безопасность, этот тренд связан с эффектом коронавируса и влияет на спрос. Многие теперь отдают предпочтение только собственному автомобилю – безопасность становится важнее удобства и стоимости.

Следующая тенденция – изменение модели потребления корпоративными клиентами. В России не принято отдавать на аутсорсинг некритичные функции. Однако, в последние годы всё чаще компании понимают, что лучше получить полный транспортный сервис.

Важный тренд – уберизация: возникает больше платформ, позволяющих арендовать грузовик, который находится в соседнем дворе. Компании, которые используют этот тренд, откроют для себя новые возможности по продажам.

Одним из важных факторов сегодня является – развитие государственно-частного партнёрства. С 2008 года автомобильный рынок не восстановился, в стране не было ГЧП и регулирования в этой области. Сегодня же муниципалитеты начинают инвестировать в транспорт несмотря на дефициты бюджета. Это направление может развиваться быстрыми темпами.

Александр Идрисов отдельно выделил тренды, характерные именно для России.
«Первый из трендов: мы живём в бедной стране, которая будет становиться беднее. Это значит, всем нужно меняться и менять предложение ценности. Клиенты всё тяжелее будут воспринимать стоимость автомобиля, это будет оказывать сильное давление на спрос. С другой стороны, ухудшается инвестиционный климат, и нет предпосылок для его улучшения. Это также оказывает сильное влияние: сложно будет агитировать кого-то размещать мощности в России. При этом мы – эффективная страна с точки зрения локализации, так как у нас есть высококвалифицированные специалисты с низкой оплатой труда».
Несмотря на падение цен на нефть, цена на топливо не будет снижаться. Давление на рубль будет усиливаться. Покупка комплектующих будет дороже, повысится себестоимость производства. Что это означает для автопроизводителей? Необходимо новое предложение ценности, которое будет восприниматься населением.

При этом, безусловно, будут развиваться новые сервисы и прямые продажи, в том числе минуя дилеров. Интернет-площадки direct2customer начинают использовать всё больше компаний. Здесь можно ожидать роста. Entertainment, локальные карты, подключенные автомобили представляют все больше ценностей для потребителей. Продолжит развитие Shared services, сервисы аренды, будут появляться больше компаний, предлагающих услуги проката автомобили.

Отдельно стоит сказать об электрических автомобилях. Александр Идрисов уверен, что хотя это и отдалённая перспектива, о ней нельзя не думать. Через несколько лет можно ожидать, что такое авто составят 10% рынка. Электроавтомобили проще с токи зрения обслуживания, им не нужно такое большое количество компонентов, как традиционным автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Это ставит под угрозу как производителей автозапчастей, так и организации, которые обеспечивают техобслуживание.

На производителей комплектующих из Китая завязан 85% мирового рынка автомобилестроения. По результатам COVID-19 многие производители приняли решения о переводе части производства комплектующих из Китая в другие страны. Это является возможностью для производителей компонентов. Александр Идрисов назвал возможность локализации производства комплектующих в России для поставок на рынки Европы и в другие страны по опыту китайских поставщиков.
«Для дилеров прямые продажи создают риски и открывают одновременно новые возможности. Эпоха ярких дворцов-автоцентров проходит. Они будут превращаться в шоурумы. Неизбежна консолидация: либо вы начнёте консолидировать, либо вас», – отметил президент Strategy Partners.
Александр Идрисов объяснил важность цифровизации, которая необходимо всем участникам цепочки. Цифровая трансформация сегодня стала доступной историей, и без ИТ-технологией невозможно конкурировать. Динамические прайсы станут потребностью в автопроме. Компаниям необходимо продвижение в интернете, построение сообществ вокруг себя, использование социальных сетей и т.д.. С точки зрения производства цифровизация обеспечивает более простые цепочки поставок. Важны технологии интернета вещей и предиктивные технологии.

Важный тренд – использование «облаков». Минобороны США в 2019 году провело тендер, в котором одержала победу Microsoft. Тендер заключался в хранении всех данных министерства. Когда вы используете «облако», вы получаете не только хранение, но и уровень безопасности выше, чем компания может себе позволить.
Александр Идрисов сформулировал три главных вопроса, которые собственник бизнеса должен задать себе:
Развивать ли бизнес?
Если развивать, то как?
Если нет, то как выйти из него с деньгами?
«Стратегия сегодня чрезвычайно важна, особенно в условиях неопределённости. Нужно смотреть за горизонт», – подытожил Александр Идрисов.

Если Вы хотите получить консультацию по вопросам развития авторынка – заполните форму: