по материалам антикризисного вебинара Strategy Partners
«Как пережить шторм и найти новые возможности для роста»
Сконцентрироваться на кэше и скорректировать стратегии
23 апреля 2020 консалтинговая компания Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) провела вебинар «Как пережить шторм и найти новые возможности для роста» для представителей крупного и среднего бизнеса. Мероприятие, в котором приняли участие несколько тысяч человек, стало первым из серии конференций Сбербанка «Трансформируйся сейчас».

Основным спикером вебинара стал Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners. Экспертизой и кейсами также поделились партнеры компании: Денис Собе-Панек (практики «Потребительский сектор» и «Цифровой маркетинг»); Евгений Левченко (практика «Металлургия и горнодобывающая промышленность»); Дмитрий Плотников (практика «Стратегическое планирование»).
Открывая вебинар, Александр Идрисов сказал, что текущий кризис уникален. Для него характерна высокая степень неопределенности и, если сравнивать его с временами экономической турбулентности, которые переживала страна в недавнем прошлом, то, очевидно, настоящие трудности еще впереди. Сегодняшнему бизнесу необходимо готовиться к тому, что экономика сможет выйти на уровень 2019 года только к 2023 году.

Перед экспертами стояла задача - помочь руководителям компаний правильно сориентироваться в сложившейся экономической ситуации, обратить внимание на аспекты, которые необходимо учитывать при составлении антикризисного бизнес-плана, подсказать, какие меры стоит принять для сохранения ликвидности бизнеса и адаптации компании к новым условиям.

Эксперты подчеркнули, что сегодня перед всеми компаниями стоит трудная задача быстро перестроиться под возникшие в связи с пандемией и экономическим кризисом реалиями. Фактор времени стал критическим. Надо действовать уже сейчас, не стоит думать, что некоторые бизнесы находятся всего лишь на «паузе», и ждать, когда они снова начнут проявлять признаки жизни. Не исключено, что по завершении «блокады» компании не найдут прежних клиентов. Поэтому всем предстоит скорректировать свои бизнес-модели и сконцентрироваться на конкретном результате.

В первую очередь, необходимо рассмотреть разные, в том числе и самые негативные сценарии развития событий и разработать план, какие меры стоит принять для сохранения ликвидности бизнеса, как в короткие сроки перестроить и адаптировать компанию к новым условиям. Сценарии формируются в зависимости от масштаба и продолжительности рецессии, а также эффективности государственной поддержки. Причем, нельзя исключать самую критическую картину, когда нефть будет стоить меньше 20 долларов за баррель Brent в течение ближайших 2-х лет, а пандемия коронавируса завершится в РФ в 1-2 квартале 2021 года.

Далее эксперты посоветовали провести стресс-тесты устойчивости бизнеса при различных сценариях и, таким образом, проанализировать влияние существенного негативного изменения одного или нескольких внешних факторов на деятельность компании. Ключевые выводы по оценке финансовой устойчивости дадут ответы на вопросы о том, какое изменение внешних факторов компания сможет выдержать без принятия каких-либо существенных мер.
На основании полученных данных разрабатывается антикризисная программа, которая охватывает широкий круг вопросов. При этом антикризисные меры целесообразно рассматривать по каждой из трёх основных групп:

1. Поддержание выручки, то есть обеспечение стабильного потока заказов по приемлемым ценам для поддержания загрузки мощностей на уровне не ниже критического;

2. Снижение затрат, то есть обеспечение безубыточности текущей деятельности либо, в случае невозможности, покрытие переменных и большей части постоянных затрат

3. Оптимизация активов и обязательств, то есть управление оборотным капиталом, основными средствами, инвестициями, а также кратко- и долгосрочными займами с целью увеличения ликвидности.
Одним из примеров сокращения затрат, успешность которого уже показал нынешний кризис, является удаленная работа. Например, расходы на сотрудника, работающего удаленно в Омске, в 2-3 раза ниже, чем в Москве в офисе класса «А».

Затем надо определить наиболее важные критические компетенции, которые необходимо культивировать в компании, потому что они позволят сохранить существующие либо получить новые конкурентные преимущества. Фокус на таких компетенциях поможет защитить ядро бизнеса и подготовить его к посткризисному росту. Компания должна стать эластичной и не сохранять в контуре бизнеса процессы, которые не дают компании конкурентных преимуществ. При этом при оптимизации персонала в рамках антикризисных мер необходимо защитить кадровое ядро – носителей критических компетенций.

Также необходимо посмотреть на портфель бизнес-направлений компании и, возможно, отказаться от поддержки каких–то из них, сконцентрировав ресурсы на наиболее жизнеспособных. Следующие шаги - повысить прозрачность компании для кредиторов и инвесторов, а также целенаправленно подготовиться к получению государственной поддержки. Государство уже объявило о двух пакетах мер поддержки экономики и расширении списка отраслей для их применения с общими расходами порядка 2 трлн руб.
Чтобы повысить устойчивость компании в кризисный период, необходимо сконцентрироваться «на деньгах». Также необходимо искать выход на внешние рынки, усиливать эффективность за счет оптимизации партнерского взаимодействия. Следует внимательнее смотреть по сторонам, ведь через два-три месяца тема слияний и поглощений станет очень актуальной.
Спикеры поделились с участниками вебинара не только теоретическими выкладками. Они рассказали о реальных кейсах, выслушали живой опыт гостей, ответили на вопросы. В частности, освещая перспективы рынка коммерческой недвижимости, эксперты подчеркнули, что на фоне очевидных трудностей в этой сфере вполне реален рост потребности бизнеса в складских помещениях.
Не смогут избежать проблем телеком-компании. Сегодня, кризисные явления их не коснулись в полной мере - трафики растут, так же как и спрос на их услуги. Однако трудности возникнут, когда граждане начнут выходить из изоляции. Тогда возможен отток клиентов.
На вебинаре также отмечалось, что тяжелые времена ожидают строительную отрасль в целом. Однако, учитывая мультипликативный эффект и помощь государства, стоит рассчитывать на оптимистичный прогноз.

Завершая прямую трансляцию, Александр Идрисов сказал: «Почему уже сегодня важно готовиться и делать качественную финансовую модель? Потому что завтра всем придется вести переговоры с банками. Большинству из сегодняшних участников рынка придется возвращаться в бизнес и идти на переговоры о реструктуризации либо долговых обязательств, либо о новом финансировании. И, безусловно, надо идти подготовленными. Тогда шансы на получение финансирования возрастают в разы».

Сегодня нужно использовать сложившуюся ситуацию, открывшиеся возможности. Разрабатывать прагматичные программы, когда нужно «резать» издержки на базе глобальной аналитики фактов, искать идеи и реальный опыт и, безусловно, включать программу стимулирования продаж.

«Лучшая формула в кризис: «УМНЕЕ – БЫСТРЕЕ - ГИБЧЕ». Быть умнее – использовать хорошо продуманные и основанные на тщательном анализе информации решения. Также нужен креатив, сегодня время нетривиальных решений. Быть быстрее – не ждать, быстро принимать решения и главное немедленно претворять их в жизнь. Быть гибче – все что можно сделать по снижению базы постоянных затрат создаёт условия для вашей адаптации к шокам» - подытожил Александр Идрисов.
В следующих материалах мы более подробно рассмотрим ключевые блоки антикризисной программы и приведем примеры инструментов и практических кейсов.
Получить консультацию по антикризисной программе для вашей компании: