Дайджест цифровой трансформации
Эксперты рассказали, кому пойдет на пользу нынешний кризис

Фактически весь бизнес, который либо сумел быстро приспособиться к новой реальности, либо уже работал в онлайне, сейчас имеет большое преимущество над офлайн-конкурентами. Это касается всех отраслей, направленных на продажи: от детских товаров до онлайн-курсов и консультаций, коучинга. IT-отрасли на данный момент получили огромный приток клиентов на подавляющее большинство сервисов. Дополнительное развитие получат развлекательные сервисы – онлайн-кинотеатры, а также компании, предоставляющие профессиональные услуги в различных отраслях – например, Zoom в области организации бизнес-митингов и Teladoc Health в области телемедицины. Одна из отраслей, которая с большой вероятностью будет значительно реформирована после пандемии – здравоохранение.
Цифровая трансформация госпиталей как почва для реагирования на пандемию (En)

Цифровая трансформация позволила сети госпиталей Nebraska Medical отреагировать на пандемию. Полученными уроками поделился IT-директор компании. Он рассказал, что усилия в области цифровой трансформации иногда дают эффект в неожиданных направлениях – например, ранее запущенные процессы позволили быстро наладить удалённую работу и развернуть телемедицину, которая будет использоваться и после пандемии. Врачи используют Zoom для совещаний, систему для ведения медицинских записей Epic, собственное приложение Nebraska Medicine app. Некоторые внедрённые ранее инновации окупились только во время пандемии – например, в госпиталях на этажах стоят Apple iPad для электронных записей и обслуживания пациентов, а теперь эти планшеты используют пациенты для общения с родными: «К сожалению, у нас много пациентов, жизнь которых подходит к концу, и если бы у нас не было этого компонента удалённого здравоохранения, у близких не было бы возможности увидеться в последний раз».
SK Energy сделала приоритетной цифровую трансформацию в качестве антикризисной меры

Корейский энергопровайдер SK Energy внедрит передовые технологий и оцифрует производственные процессы для повышения эффективности в условиях необходимости удалённой работы. Компания начнёт с AI-технологий и алгоритмов обработки больших данных на своем заводе в Ульсане, введёт цифровое управление процессами переработки отходов и выработки экологически чистой продукции. Компания также намерена расширять существующие цифровые платформы, включая оцифровку процессов обслуживания для 3 тыс. автозаправочных станций: клиенты смогут заправлять автомобили и электромобили автономно в бесперебойном режиме.
Превратиться в единорога. Зачем Walmart, Whole Foods и Сбербанк идут по пути стартапов

В своей книге «От носорога к единорогу. Как управлять корпорациями в эпоху цифровой трансформации» основатель венчурного фонда Fort Ross Ventures Виктор Орловский (ранее возглавлял цифровой бизнес Сбербанка) и руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» в МШУ «Сколково» Владимир Коровкин рассказывают о том, какой путь проходят крупные и неповоротливые компании на пути к диджитализации, какие они делают ошибки на этом пути и какие приемы трансформации работают. Forbes публикует первую главу их книги. В ней говорится о «тектонических сдвигах» глобальной индустрии розничной торговли в 2017 году: покупке Amazon.comсети Whole Foods Market, покупке Walmart онлайн-магазина модной одежды Bonobos.com, приобретении Сбербанком цифровых платформ для здравоохранения и электронной коммерции, расширении Alibaba за счёт традиционной розничной торговли. «Считалось, что традиционная корпорация всегда сможет купить столько цифрового бизнеса, сколько захочет. Сделка Amazon — Whole Foods изменила игру. Цифровая сторона убедительно показала, что у нее тоже «есть кое-что в потертом кошельке». Встал большой вопрос: что произойдет, если по проторенному пути пойдут другие гиганты: Google, eBay или Ali Baba? Возможно, вопрос нужно начинать не с «если», а с «когда»?»
Трансформация по системе Hyundai: не в компьютерах, а в головах

Hyundai по итогам кризиса 2008 г. увеличила свою долю на рынке США на внушительные 40%. Пока её конкуренты безжалостно рубили косты, увольняли рабочих и закрывали дилерские центры, старший менеджмент американского отделения Hyundai обратился к покупателям с вопросом: почему вы не готовы прямо сейчас покупать новый автомобиль (разумеется, в кредит)? Среди ответов лидировали те, что сводились к «Я боюсь». В январе 2009-го в США компания объявила «Программу защиты от потери работы»: берите наше авто в кредит на обычных условиях, и если в течение года вас уволят — неважно, по какой причине, — просто верните машину дилеру, и мы будем считать сделку закрытой. Никаких штрафов, никаких перерасчётов. Продажи Hyundai на падающем американском авторынке увеличивались месяц за месяцем на двузначные величины процентов, а реально возвращённых за всё время действия программы машин набралось... триста пятьдесят. На всю Америку. Мораль этой истории проста: людям в период кризиса важна прежде всего уверенность в завтрашнем дне.
Как блокчейн помогает РЖД контролировать ремонт грузовых вагонов

Один из ключевых узлов подвижного состава, от которого зависит безопасность движения – колёсная пара. Но только внутри страны их производят десятки заводов, ими пользуются сотни перевозчиков, ещё сотни компаний обслуживают депо. На рынке также встречаются «серые», несертифицированные колесные пары. Чтобы упорядочить процесс работы с этими компонентами, было принято решение создать удобный сервис для их приобретения и дальнейшего контроля. Такой сервис разработали с помощью фреймворка Hyperledger Fabric с открытым кодом. В результате запуска в промышленную эксплуатацию системы на полигоне Октябрьской железной дороги каждая колёсная пара идентифицируется уникальным номером, четко фиксируется владелец и период владения, в системе отслеживаются все шаги жизненного цикла.
Роль чат-ботов и голосовых роботов в трансформации бизнеса (En)

Для предприятий жизненно важно вовлекать в общение своих клиентов. Этому процессу помогают голосовые роботы и чат-боты. Первые распознают речь, переводят её в текстовый формат, применяют технологию понимания естественного языка и разговаривают с пользователем голосом, а со вторыми мы встречаемся в мессенджерах. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы 40% организаций развернут виртуальных помощников, а 47% будут использовать чат-ботов для обслуживания клиентов. Эти технологии помогают организациям улучшать продукты с помощью сбора обратной связи от клиентов, создавать полностью автономные колл-центры, организовывать виртуальную IT-поддержку внутри компании, способную решать базовые проблемы, не требующие вмешательства людей-специалистов.
Для желающих стали доступны материалы «цифровых» образовательных программ

Открытый курс «Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации» Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС открыт для всех желающих. В него помимо прочего вошли материалы для обучения руководителей и специалистов органов государственной власти стран-членов ЕАЭС, разработанные Центром компетенций цифровой трансформации ЕАЭС Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Курс стоит из нескольких тематических модулей: цифровая трансформация и цифровая экономика, цифровые технологии и тренды, цифровые платформы, работа с данными, компетенции в эпоху цифровой трансформации, проектное и процессное управление, нормативное регулирование в цифровой экономике.