Дайджест цифровой трансформации
Промотали на промо: как перестать давать безумные скидки и терять деньги

За последние пару лет доля продаж в промо выросла с 40 до 50% – то есть половина товаров продаётся со скидками. При этом более 50% промоакций в России не приносят ожидаемых результатов и часто даже не окупаются: 5% приводят к прямым убыткам, еще примерно 15% дают прирост продаж с нулевым результатом по марже. Но при отказе от скидок или сокращении количества акций можно потерять трафик в магазин, поэтому никто из ретейлеров и производителей CPG не хочет принимать на себя этот удар. Партнёр Strategy Partners Анна Фёдорова уверена, что выходов из этой ситуации немного: шаг за шагом улучшать собственную маржинальность, отказываясь от нерентабельных промо и увеличивая долю акций с более высокой рентабельностью.
Биполярная модель: какой бизнес готов к развитию disrupt?

Трансформация, которая наблюдается в бизнесе, побуждает компании искать новые зоны роста. Не является секретом, что ряд крупных компаний, помимо основного, стали развивать «побочный» бизнес. Более того, у некоторых его доля начинает сравниваться с core business. Нарастает сегмент disrupt. Но это пока достаточно редкие явления. Партнёр Strategy Partners Дмитрий Плотников объясняет суть «биполярной» модели - бизнес-модели, в которой компании ищут новые зоны роста для улучшения корневого бизнеса, внедряют инновационные технологии, продукты и развивают революционные направления.
«Размер имеет значение». В России технологии приносят миллиарды рублей. Готовы ли они стать основой экономики?

Интернет-сервисы — один из самых быстроразвивающихся сегментов цифрового рынка. Рынок напрямую связан с ростом числа интернет-пользователей: если всего год назад в России их было 95,9 млн человек, то в 2020 это число выросло до 118 млн – или 81% населения. Объём экономики Рунета достиг 4,7 трлн рублей. Один из самых быстрорастущих сегментов — покупки в интернете: только за первые шесть месяцев 2019 года россияне совершили более 191 миллиона онлайн-заказов — это примерно столько же, сколько за весь 2018 год. Мировым трендом последних нескольких лет стало формирование полноценных экосистем — когда все продукты компании взаимосвязаны друг с другом. Важность подхода заметили и в банковской сфере. «Сбербанк» еще в 2017 году задумал масштабную трансформацию, согласно которой банк должен превратиться в универсальную технологическую компанию и конкурировать уже с американскими IT-гигантами, а не c финансовыми учреждениями.
800 ИТ-руководителей со всего мира оценили состояние цифровой трансформации

92% организаций в настоящее время активно занимаются цифровом преобразованием бизнеса или планируют это сделать в следующем году. Но 85% упомянутых инициатив тормозятся интеграционными проблемами. Средняя компания сегодня имеет порядка 900 заявок на различные цифровые улучшения, и только 28% в настоящее время интегрированы. По итогам опроса, в котором участвовали 800 руководителей в сфере IT, были определены следующие выводы: базы данных и растущая нагрузка на них замедляют цифровую трансформацию; использование API помогает повысить уровень производительности, инноваций и доходов; IT-отделы со стратегией API показывают лучшие бизнес-результаты; нисходящие стратегии API являются наиболее эффективными. Согласно прогнозам, в 2020 году ИТ-проекты вырастут на 40%, а бюджеты увеличатся только на 10%.
Жар холодных чисел

Профессор экономического факультета МГУ Лариса Лапидус рассказала о стратегии цифрового лидерства. Если до цифровой экономики крупные компании «съедали» маленькие – например, большой супермаркет приводил к банкротству маленькие магазины вокруг, то сейчас, как отметил президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб, «быстрые съедают медленных». «По отношению к бизнесу эту мысль Шваба я бы развила так: «Большие, используя цифровые стратегии, становятся быстрыми». В реалиях цифровой экономики сегодня уже недостаточно быть быстрым инновационным стартапом. Он все равно проиграет в схватке с большой традиционной или онлайновой компанией, которая запускает цифровую трансформацию. В ближайшие годы лидерское будущее для малого бизнеса может быть обеспечено только путем выхода на новые рынки с уникальным цифровым продуктом, где ему еще есть куда расти», – отметила Лапидус. По её мнению, будущее за большими традиционными компаниями, которые уже запустили системную цифровую трансформацию и создали центры по развитию компетенций и новых технологий.
Банкротства, сокращения, безработица & ИТ

Ситуация в экономике приведет к волне банкротств, в ближайшее время на рынке труда окажутся «дополнительные» миллионы людей, потерявших работу. Количественную оценку ситуации для российского ИТ-рынка давать пока сложно, но качественные уже прорисовываются. Волна банкротств снизит количество бизнес-клиентов, на вторичный рынок будет выброшено значительное количество офисного оборудования по бросовым ценам, у ИТ-компаний появится уникальная возможность выбрать из количества безработных нужное число крепких профессионалов для любых областей. Один из драйверов ИТ-рынка – Robotics Process Automation (RPA) может оказаться под угрозой, так как работник станет экстремально дешёвым для заказчика. Но даже в условиях падения курса, проблем с финансами и фантастической дешевизне рабочей силы для бизнесов из «реального сектора экономики» остается необходимостью «цифровая трансформация».
Цифровая трансформация в финансах: уроки от лидеров

Аналитическое агентство IDC выяснило, что есть общего у цифровых лидеров и в чем основные причины их успеха в трансформации бизнеса. Значительное место в исследовании было уделено представителям финансового сектора. Аналитики выделили три группы факторов, которые стимулируют финансистов превращать данные в «новую нефть»: переход от бизнес-стадии работы с «бедными данными» к стадии «объединённых данных»; повышение конкурентоспособности за счёт дифференциации клиентской базы и предложения персонализированных продуктов и услуг; изучение собранной информации с помощью Cloud Computing, элементов искусственного интеллекта, машинного и глубокого обучения.
COVID-19 стал новой точкой отчёта в цифровой трансформации (En)

В хаосе пандемии очень сложно сохранять баланс защиты сотрудников и предоставления качественного клиентского опыта, одновременно думая о будущем собственной компании. Нынешняя ситуация разделит мир на «до» и «после». Взрывной рост испытывают телекоммуникации. Опрос показал, что 49% работников никогда не работали из дома, и пришло время это исправить – бизнес убедится в эффективности такого подхода. Ресторанам пришлось закрыть свои двери – но они всё ещё могут доставлять готовые блюда. Какие-то заведения выберут модель «призрачной» кухни. Облачные платформы помогут бизнесу справиться с изменениями, связанными с переходом на удалённую работу.
Эксперт: ситуация с коронавирусом ускорит цифровизацию транспортной отрасли

«До настоящего времени некоторые государственные программы, связанные с цифровой экономикой, на мой взгляд, были скорее политической риторикой. Здесь было больше разговоров, дорожных карт, долгосрочных планов, но сейчас с учетом всего происходящего государство будет более мотивировано к переходу к практической реализации. Это уже становится необходимостью. Тем более, если проекты будут поддержаны и другой стороной - бизнесом», – отметил аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин.
На кого учиться? или Пять востребованных профессий будущего

Рынок труда стремительно меняется. Многие профессии, востребованные еще вчера, сегодня - на нижних строчках рейтингов. Им на смену приходят новые виды трудовой деятельности. Руководитель исследовательской группы «Цифровая трансформация» из Научно-исследовательского института будущего трудовых отношений выделяет такие профессии, как инженер-эколог, ресайкл-дизайнер, дизайнер виртуальной среды, телехирург и сити-фермер.
Цифровая благотворительность

Советник по развитию цифровых услуг фондов «Даунсайдап» и «Синдром любви» рассказала, о цифровой трансформации благотворительных фондов. Она отмечает, что в первую очередь должны меняться люди: «Нецифровой» человек мыслит и действует иначе. Он избегает излишней информации, боится ее, потому что это аналогово-бумажное мышление. И с этим надо работать в первую очередь». В бизнесе людям, которые не хотят меняться, стоить покинуть компанию, а в НКО не любого сотрудника можно уволить, если он отказывается трансформироваться. В коммерческих компаниях есть цель, бизнес-кейс и риски. В НКО же существуют спонсор (даритель) и благополучатель. Убедить и отчитаться нужно перед дарителем, который в ИТ может ничего не понимать и не будет пользоваться продуктами: «Нужно быть очень понятными, прозрачными. Помогать коллегам привлекать средства на ИТ-проекты в НКО».